Главная / Тульская область / Краеведы расскажут, что носили воловчане

Краеведы расскажут, что носили воловчане

			Краеведы расскажут, что носили воловчане

Что носили воловчане?

«В праздники рядились все: и женщины, и мужчины. Поневы у женщин были нарядные, с позументами», — так рассказывала о старинных праздничных нарядах моя бабушка. Она всегда с особым удовольствием, неспешно их описывала. А мы с сестрой внимательно ее слушали. Мое воображение рисовало царские одежды из русских народных сказок, где все сияло и переливалось разными цветами. К тому же я тогда не знала значение слова «позументы». А у бабушки, к сожалению, не сохранилось не одного предмета гардероба того времени и посмотреть возможности не было, хотя очень хотелось.

Но через некоторое время, все же мне такая возможность представилась — познакомиться с русским народным костюмом нашего района. При посещении Воловского районного художественно-краеведческого музея я увидела экспозицию «Русская народная изба». Вот там и были представлены в числе прочих предметы одежды воловских крестьян: и мужские, и женские.

Хранитель фондов музея Татьяна Попенко рассказала — во что одевались наши предки и какие ткани использовались для пошива.

Ткани только из натурального сырья. Есть мнение: то, что носит человек, из какого материала изготовлена его одежда и обувь – все это влияет на

его здоровье. Наши предки изготавливали себе гардероб исключительно из натурального сырья. В нашем районе, в основном произрастали посевы конопли, из его волокна была произведена ткань. Также были и шерстяные предметы одежды. Полотна для пошива ткали сами на ткацких станах.

По клеткам на поневе узнавали — кто из какого села. Костюм крестьянки разнообразием не отличался. Основной верхней одеждой были юбки-поневы из домотканого шерстяного материала. Готовилась понева из трех шерстяных

полотен. Сшитую вещь собирали на шнурке – гашнике. Он держал поневу на талии. Юбка была с прошвой – впереди вшивался ситцевый лоскут, и без прошвы. Прошва заправлялась за пояс, чтобы видна была красивая рубаха, которая вышивалась различными узорами. Преобладающими цветами в нашем районе были черный и клетка. Но были окраски коричневые и красно-желтые.

В каждом селе был свой рисунок. Крестьянки из села Никитское носили черную поневу с размером клеток 1х3 см, а из села Непрядва – 0,5х1,5 см.

В деревнях, расположенных на реке Красивая Меча, клетки на поневах большие – 10х10 см, а в селах Волово и Борятино – 3х3, только в селе

Волово они были черные, а в Борятино – коричневые и желто-красные. И когда женщины собирались на ярмарку – сразу можно было определить – кто из какого села.

Праздничные поневы украшались широкими золотистыми лентами – позументами, которые плели сами. Также юбка могла быть украшена парчой и блестками.

С поневой одевалась кофта или рубаха, которая украшалась лентами, вышивкой, особенно на плечах. Еще были душегрейки, короткие распашные кофты, нагрудники-коротаи. На все это одевалась — занавеска – это как

сейчас фартук.

«Сорока» и платок — основные головные уборы воловских крестьянок. Волосы у женщин должны быть обязательно спрятаны под головные уборы.

Наиболее распространенными среди крестьянок были платки. Но также воловчанки носили «сороки» (они чеми-то напоминают современные банданы). А могли одеть «сороку», а сверху — платок.

Серяк и чуни носили и мужчины, и женщины. Из белой шерсти готовили теплую одежду — серяк. Его носили в холодное время года и женщины, и

мужчины. Серяки были без застежек, поэтому их подвязывали поясами.

Из обуви, в основном, носили чуни. Это такие туфли, которые плелись косым плетением из пеньковой веревки. По форме они былит с прямоугольной головкой, а также с круглой и загнутым носом. Лапти у нас в районе не носили. Под чуни одевали онучи – это как портянки. Летом – из простой ткани, зимой – из шерстяной.Еще были бахилы, их носили на босу ногу дома. Они выполняли роль домашних тапочек.

Мужской костюм — косовротка и порты. Если у женщин костюм разнообразием не отличался, то у мужчин и подавно. Основные предметы одежды — порты и рубаха-косоворотка, подпоясанная поясом. Рубашка-косоворотка была особо распространена, с прямым разрезом встречалась реже. Покрой косовороток был разным: коротким, длинным, с оберетками на запястьях, с обшлагами. Мужские порты обычно шились неширокие с двумя трпециевидными вставками между штанинами. Были и широкие штаны-шаровары, но встречались редко.Головной убор у мужчин в наших краях был двух видов: грешневик и картуз. Грешневик, или как его называли черепенник, — это шапка с четырехугольным дном, сделанная из войлока. Позднее она преобразилась в шапку-ушанку.

«Вот так одевались наши бабушки, дедушки, а для кого-то уже — прабабушки и прадедушки», — заканчивала экскурс в историю Татьяна Попенко.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подробнее в Тульская область
По итогам субботника в Туле вывезено более 900 кубометров листвы

Сегодня по поручению главы администрации Тулы Евгения Авилова в территориальных округах города были выполнены работы по сбору и вывозу опавшей...

Познакомились с технологией производства

Депутаты Собрания представителей Узловского района совместно с главой МО Узловский район Мариной Карташовой и главой администрации Николаем Тереховым посетили предприятия...

Закрыть