Результаты благотворительных акций в Ясной Поляне

0
1010

Согласно Указам Президента Российской Федерации 2017 год в нашей стране объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Компания «Щекиноазот» отозвалась на поставленные Президентом задачи практическими действиями, приняв активное участие в работах по сохранению территорий Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».




Музею-заповеднику было оказано благотворительное пожертвование в сумме около 700 тысяч рублей.

Это произошло в холодном апреле 2017-го. Участвуя в акции «Сохраним Ясную Поляну для будущих поколений» в рамках Яснополянского соглашения, сотрудники «Щекиноазота» посадили 394 молоденькие елочки, закупленные в лесничестве Тульской области на деньги компании. Сажали под проливным дождем, в оттаявшую после долгой зимы землю… Еще на средства предприятия музею-заповеднику удалось приобрести посадочный материал, пиломатериалы для ремонта русских парников и крыши мемориальной теплицы в центральной части усадьбы, вазоны для кадочных растений, средства для борьбы с вредителями, удобрения, кассеты для выращивания рассады… Об этом рассказывала читателям наша газета.

И вот – август. Лето не порадовало теплом, но результаты благотворительной акции «Щекиноазота» в Ясной Поляне – налицо. Сотрудники музея-усадьбы пригласили корреспондентскую группу газеты «Щекинский химик», чтобы продемонстрировать итоги совместных усилий, общего труда и вложений средств в жемчужину тульской земли.

В исторической среде усадьбы

…Наконец, в череде нескончаемых дождей выдалась парочка солнечных деньков. И вот мы идем по территории заповедника в сопровождении заведующего природным мемориальным комплексом Владислава Воронцова.

Как всегда, Ясная, так ее зовут местные жители, дышит невозмутимым спокойствием. Возносятся ввысь березы вдоль Прешпекта. Липы шелестят и пахнут умопомрачительно, сопровождая посетителей к могиле Толстого. Между яблонь, в саду, что рядом с Прешпектом, задумчиво ходит пони. У сарая, на солнышке, в теплой и ленивой дремоте развалились собаки… И только большой гусь сварливо, по-хозяйски вопит, выгибает шею в сторону гостей, группками шествующих по дорожкам усадьбы…

Перед тем, как проведать посаженные химиками елочки, мы идем в сторону теплицы – там, с гордостью сообщает нам Владислав Воронцов, на деньги «Азота» удалось воссоздать историческую природную среду, по разным причинам в разное время утерянную. Так, восстановлен огород лекарственных растений – по архивным материалам, данным, хранящимся в доме Толстого, в том числе – по тетрадям матери Льва Николаевича, Марии Николаевны Волконской, любительницы «ботанических прогулок».
Сегодня здесь вновь расцвел огород XIX века, с полным набором растений: зелени и овощей, специй – для использования в питании, для лечения, для декоративных целей. Традиционное луговое разнотравье русских равнин соседствует с южными растениями: шалфеем, розмарином, адонисом летним, змееголовником, лавандой, душистой резедой… Лечиться травами – всегда было в традиции народа.
Кадочные растения, экзотичные для наших мест (инжир, гранат, лимон, кофе), – как и в прежние времена, прекрасно себя чувствуют, только сегодня растут уже не деревянных кадках, а в вазонах из атмосфероустойчивой пластмассы. Их приобретению очень рады в оранжерее, и тут тоже говорят: «Спасибо химикам!».

И парник, и крыша, и гладиолусы

На грядках, в углубленных в землю русских парниках, бодро зеленеют, ухоженные заботливой рукой, с аккуратно подписанными табличками, огородные и декоративные культуры. Новенький, недавно отремонтированный, парник ждет, когда придет пора принимать рассаду. На очереди – крыша теплицы, материал уже приобретен на средства «Азота».

Зацветают первые ранние гладиолусы – благодаря адресной поддержке компании «Щекиноазот», посадочный материал закупили на деньги, специально выделенные для этой цели.

Большая шиповниковая клумба радует глаз. Такие клумбы описывал Лев Николаевич Толстой, и сотрудники музея-заповедника решили восстановить историческую достоверность, заложив одну из них. Шиповник морщинистый ароматен, ярок и красив в цветении летом, а плоды его помогут укрепить здоровье зимой…
Планируют восстановить и розарий из старинных групп роз, погибший во время революции и войн. Культура разведения традиционных русских сортов сегодня практически сошла на нет. Счастье, что еще остались энтузиасты, сохранившие данную информацию. Теперь в Ясной Поляне надеются, что в будущем году здесь появятся старинные русские розы, их привезут из Крыма…
Красная смородина зазывно алеет на кустах, а неподалеку – предмет особой гордости садоводов – ряд недавно посаженных кустовидных вишен. Это – сорт, когда-то широко распространенный на Руси, вишня Любская, его в 1811 году описывала Мария Николаевна Волконская. Несколько десятков лет назад в музее-усадьбе были утрачены последние вишневые деревья. И вот, наконец, удалось разыскать саженцы этого сорта народной селекции, снятого сегодня с производства в питомниках по причине кислого вкуса. Историческая вишневая посадка восстановлена.
По пути к выходу из теплицы замечаем небольшой бассейн с круглыми листами, похожими на тот, который приютил в сказке Дюймовочку. Оказалось, это – белые кувшинки, когда-то исчезнувшие с прудов Ясной Поляны. Сейчас здесь произрастают так называемые кубышки, желтые и «кубастенькие». А белые кувшинки-лилии подарил заповеднику художник Андрей Чукин из Заокского района. Когда растения окрепнут, их пересадят в пруд…

Два аршина на три

Из оранжереи мы выдвигаемся в сторону Чепыжа. Там, немного севернее, около 120 лет назад по инициативе Софьи Андреевны Толстой появилась посадка – елочки за Чепыжом. Именно там в апреле работники производства метанола компании «Щекиноазот» сажали новые елочки…

Навстречу к нам из лесной чащи выходит хранитель мемориального леса Ирина Костюкова и сразу начинает рассказывать.

Две тысячи саженцев елей на 12 рублей когда-то закупила Софья Андреевна. 8 октября 1891 года они были высажены, как гласит хозяйственная книга, «чистыми рядами, размещение три аршина на два аршина». Обновляли посадку уже в 1965 году. А вот в 2012-м в лесу случилось бедствие в виде нашествия короеда-типографа…

В итоге пришлось пострадавшие деревья вырубать на трех участках. На одной из вырубок, после всесторонней обработки почвы, 12 апреля 2017 года и были посажены молодые ели. И эта дата тоже останется в истории заповедника. «Химики отлично поработали на восстановление его мемориального облика», – подчеркивает Ирина Федоровна.

А мемориальный облик сохраняется, согласно Постановлению правительства от 1921 года. Потому и стараются сберечь в историческом виде, таком, какой имел этот лес при Льве Николаевиче и Софье Андреевне. Сажать именно так часто – два аршина между деревьями и три – между рядами, советовал Софье Андреевне известный лесовод-дендролог, управляющий государственными лесными имуществами Тульской и Калужской губерний Эдуард Эдуардович Керн. С 1899 по 1905 годы он состоял директором Императорского лесного института. Безусловно, его авторитетные, основанные на разумной практике лесоводства советы свято выполнялись. Изначально подразумевалось периодическое прореживание елей, по мере их подрастания, для торговли лесом определенного диаметра. И в таком случае посадка не загущалась бы, и лес оставался светлым. Однако рубить подросшие молодые елочки было жалко, Толстые единогласно решили их сохранить, и таким образом, рекомендации остались недовыполненными, а еловый лес загущен. Тем не менее, в своем первозданном виде он сохраняется и сегодня, и саженцы расположились также: два аршина на три аршина…

В музее-заповеднике гордятся – их усадьбу нельзя назвать «новоделом». Здесь все так, как было при великом писателе. Это и привлекает посетителей, так и кажется, что мудрый хозяин где-то рядом, работает на пасеке или размышляет на любимой скамейке…

 

Здравствуйте, елки!

И вот мы на поляне. Молодые елочки удивляют упругостью свежих веточек, светлыми побегами 5-6-сантиметрового прироста. Ирина Федоровна радостно демонстрирует прижившиеся деревца, гладит верхушки, так мать хвалит свое малое дитя… И с той же материнской тревогой сообщает, что «одна елочка почему-то плохо себя чувствует» (из 394-х!). Пока не спешит хранитель выкапывать пострадавшее растение, ждет – кто знает, а вдруг еще оправится, и станет в ряд «ель обыкновенная»…

Среди елей обыкновенных попалась одна не совсем обыкновенная, так называемой колючей формы. Это выяснилось лишь, когда она распушила иголки. Они у нее не прижаты к ветке, как у ее товарок, а растопырены в разные стороны. Из-за этой особенности елочка будет всегда красивой и пушистой, прямо хоть наряжай ее в Новый год на полянке!

Экскурсанты, идущие мимо, уже любуются молодым ельником. Садятся на лежащий сухой ствол (никак не проехать сюда из-за постоянной сырости, чтобы вывезти старое дерево!), отдыхают. К радости хранителя леса, не оставляют «следов цивилизации» в виде мусора, что всегда случается в городе и деревне возле лавочек. Здесь – нет. Сорить здесь – все равно, что в собственную душу плюнуть…

Две грумантские вырубки еще ожидают посадки саженцев елей. Одна уже полностью готова, на другой идет раскорчевка пней…

Только синь сосет глаза…

А нас уже ждут цветущие поля усадьбы. Там, на краю леса, распахивается такой простор, что дух захватывает. Многие гости, дойдя до кромки деревьев, останавливаются и замирают здесь. Как не вспомнить есенинское «Как захожий богомолец, я смотрю твои поля»…

Пышным цветом благоухает гречиха, за ней – сиренево-голубая фацелия. А на будущий год расцветет и посеянный душистый донник, двулетнее растение. Все это – медоносы, пчелам из усадьбы далеко летать не надо… Возвращаясь «из полей», мы пройдем мимо пасеки. Ульи стоят прямо в яблоневом саду, вблизи дома. Когда-то Софья Андреевна не могла дозваться к обеду Льва Николаевича, целиком отдававшегося любимому занятию…

Сохранено в усадьбе и пчеловодство. А медоносы насеяны тоже при поддержке химической компании.

Территория заповедника очень большая, хозяйство разноплановое, и огород, и цветники, и сад, и лес, и пашня, и сенокосные угодья. Потому здесь рады всем помощникам, и волонтерам, и студентам, и ребятам из летнего лагеря, и, конечно, химикам. Сильные мужские руки в хозяйстве – великая вещь, улыбается Ирина Костюкова. Штатных рабочих, мужчин, в усадьбе маловато. Так что переоценить помощь работников «Азота» по весне было невозможно… Вот бы еще помогли с уборкой сена, мечтают в Ясной.

Труд «на сене» сейчас в разгаре, люди стараются уловить каждый солнечный день и час, говорит дочерна загоревший в полях Владислав Воронцов.

Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» расцветает на глазах. Приятно, что и щекинские химики прикладывают к доброму делу руки. Это и правильно ведь беречь духовное наследие предков надо всем миром…

 

Марта БЛОХИНА
Фото Андрея ТЕТЕРИНА

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here