Центробанк отчитался о выводе туризма «из тени» … за счет бизнеса и туристов

0
85

Центробанк упомянул туризм в своем отчете о теневых финансовых услугах и том, какие российские отрасли «токсичны» для экономики. Подобный отчет ведомством представлен впервые, причем туррынок в нём на «похвальном» счету: согласно документу, турбизнесу далеко до таких «монстров» как строительство или торговля – на долю туризма приходится лишь 8% сомнительных операций, причем по сравнению с 2017 их число снизилось – тогда через турфирмы обналичивалось до 11% всего «чёрного» нала. В торговле, например, вопросы регулятора до сих пор вызывают до 33% сделок. При этом эксперты предсказывают, что политика ЦБ такова, что туррынок и дальше продолжится «обеляться» в силу жесткой борьбы регулятора с обналичкой. Однако борьба эта должна вестись более профессионально и корректно: в этом году нередко под санкции ЦБ попадали абсолютно в «белую» работающие турагентства, в результате страдал не только бизнес, но и туристы.

Итак, Центробанк отчитался о снижении «сомнительных операций»: если по итогам 2015 года регулятор оценивал рынок обналичивания в 600 млрд рублей, то в 2017-м – в 326 млрд. В первом полугодии 2018 года объемы «обнала» сократились еще в 1.8 раза (к первому полугодию прошлого года). Вывод средств за рубеж также сократился до 35 млрд руб – таковы данные по «нелегальным» выводам за первую половину 2018. По сравнению с 2015 годом – это более чем в пять раз. Правда, на чем основаны эти данные, ЦБ не раскрывает, и сложно сказать – основаны они на выявленных нарушениях или экспертных оценках.

Согласно отчету, на продажу денежной наличности туристическими компаниями приходится не менее 8% всех сомнительных операций. Как уже упоминалось, этот показатель уже уменьшился – в прошлом году эта цифра составляла 11%.

По оценкам экспертов, это снижение вызвано как раз пристальным вниманием Центробанка и его жесткой борьбой с «обналичкой». Учитывая, что многие денежные операции, априори присущие туррынку, можно отнести к «транзитным операциям повышенного риска», с начала этого года весь турбизнес стал подозреваться денежными властями в «токсичности», в результате чего он оказался под пристальным наблюдением регулятора. Следствием этого стали «перегибы»: так, с начала 2018 года, когда за туротраслью усилили наблюдение, резко участились блокировки счетов турфирм банками, которые ссылались на изменения и дополнения к федеральному закону N115-ФЗ, вступившему в силу 28 января 2018 года. «Банки боялись санкций ЦБ, в результате чего по формальным причинам закрывали счета абсолютно «белых» турагентств, которые работали без всяких обналичек», — рассказала Наталия Осипова, глава Альянса Туристических Агентств (АТА).

Масштаб проблемы был колоссальный – всё началось ещё в 2017 году с отключения счетов турагентств на Урале, за ним последовало Поволжье, далее это охватило юг России, Сибирь, Дальний Восток. Причем блокировка росла в геометрической прогрессии – вслед за попавшим в «черный список» турагентом, туда попадали и те, кому он платил, то есть в зоне риска оказывались и турагентские сети, и центры бронирования, и туроператоры. В итоге, по словам эксперта, страдал и бизнес и туристы — было немало случаев, когда после блокирования счета турагентство закрывалось и туристы оставались ни с чем, а деньги туристов оставались на замороженном счету.

Тем не менее, усилиями АТА при поддержке Минкульта были выработаны рекомендации для турфирм, как не попасть под подобные санкции – фактически это правила работы. «Сейчас члены Альянса уже работает по этой схеме, размещенной на сайте АТА. Более того, абсолютное большинство турагенстств, состоящих в «Каталоге ТА» — совместном проекте АТА, АТОРа и ТУРПРОМа, также придерживаются этих рекомендаций и поэтому не имеют никаких проблем с регулятором», — добавила Наталия Осипова.

֍ N.B. Если ваше турагентство еще не является членом «Каталога ТА», то про прочитайте инструкцию «Как вступить в Каталог ТА, рекомендованный Роспотребнадзором?» — участие абсолютно бесплатное!

При этом собеседник напомнила, что ЦБ продолжает вести активную борьбу с компаниями, которые работают в теневом секторе турбизнеса. «Абсолютное большинство представителей розницы хотят и готовы работать в правовом поле, но сегодняшние реалии их подталкивают к уходу в тень. Решение одной проблемы – с закрытием счетов в банках, удалось сдвинуть с мертвой точки. Но другая глобальная проблема, толкающая в тень, до сих пор никак не решается. Речь идет о массовом снижении агентской комиссии туроператорами, в результате чего доходность турагентского бизнеса стремится в минус. В итоге и многие компании, много лет успешно и «в белую» работающие на рынке, чтобы хоть немного сэкономить на налогах и не разориться, вынуждены начать работать в «серую», — заключила она.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

  • Подписывайтесь на канал туристических новостей на Яндекс.Дзен
  • Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
  • Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
  • Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
  • Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
  • Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom

Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here