Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 7. Рыцари Испании: Леон, Кастилия и Португалия

0
1

Щит дону Педро копье пронзило,
Вышло наружу, но в плоть не проникло,
Древко его в двух местах преломилось.
Не качнулся Бермудес, с седла не свалился,

Ударом воздал за удар, что принял.
Копье угодило под шип нащитный,
Разом вонзилось в щит до половины,
В тройной кольчуге два ряда пробило,
А в третьем застряло, от сердца близко,
Лишь потому Фернандо и выжил.
Рубашка, камзол и кольца стальные
В мясо ему на ладонь вдавились…
(Песня о Сиде. Перевод Ю. Корнеева.)

Одной из самых серьезных проблем Испании перед лицом мусульманской угрозы была феодальная раздробленность. Она и в других землях приносила массу проблем. Но здесь, в Испании, одна половина которой принадлежала христианам, а вторая мусульманам, она имела особое значение. К 1030 году положение христианской Испании была таково: она состояла из двух королевств, Леона и Наварры, и также двух графств – Барселоны и Кастилии. Территории, позднее превратившиеся в королевство Португалию и Арагон, или находились в составе первых, или же все еще принадлежали мусульманам.

Памятник Силу Компеадору работы Анны Хаттингтон в Буэнос-Айресе.

Королевство Кастилия и Леон стало третьим и окончательным политическим объединением Леона и Кастилия, произошедшем в 1230 году. И оно могло бы случиться и раньше, тем более, что оба королевства дважды уже объединялись, но… всякий раз переходили к сыновьям умершего монарха! Так, с 1037 по 1065 годы ими правил Фердинанд I Леонский, поделивший свои владения между сыновьями. При короле Альфонсо VII они вновь были объединены. Но… в 1157 году Альфонсо VII умер, и вновь королевство распалось, поделенное между его сыновьями: Фердинанду II достался Леон, а Санчо III получил Кастилию. Так государство, стремившееся к объединению, из-за феодальных предрассудков и семейственности всякий раз опять оказывалось разделенным, и это происходило перед лицом постоянной угрозы со стороны мавров!

Христианские (слева) и арабские воины в Испании, XII в. Рис. Ангуса МакБрайда

В результате Реконкиста исламской территории шла очень медленно, усиливаясь лишь периодически. Только после состоявшегося 16 июля 1212 года сражения между объединенными войсками Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и армией испанских мавров династии Альмохадов при Лас-Навас-де-Толоса, которое выиграли христиане, положение изменилось в их пользу уже окончательно. В течение последующих пятидесяти лет мусульмане потеряли все, кроме эмирата Гранада. Тем не менее более двух столетий кастильцы в первую очередь были озабочены выяснением отношений с соседними христианскими государствами в пределах Иберии, а также участием в англо-французской Столетней войне. Интересно отметить, что в битве при Лас-Навас-де-Толоса должны были участвовать крестоносцы, участники крестового похода, объявленного Папой, и прибывшие в Испанию из разных стран Европы. Но они буквально накануне сражения покинули лагерь испанцев, по одной версии «из-за жары», по другой – «обуянные дьяволом и завистью». Проще говоря война на полуострове шла так долго именно потому, что изгнание мавров отнюдь не было ее первостепенной задачей. По сути это была обычная феодальная война, то есть захват земель и добычи в несколько обостренном варианте из-за национальной и религиозной ее составляющих.

Меч в ножнах, кинжал и шлем из Ирана эпохи арабского завоевания VII в. Длина 100,3 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Впрочем, и об арабском завоевании Испании, как таковом, говорить можно лишь с натяжкой. Сами арабы представляли лишь элиту завоевателей, а так, в целом, там были представлены все народы Африки, а также местное население, подчинившееся завоевателям и также поставлявшее им воинов уже в дальнейшем.

Испанские рыцари 1197 г. Иллюстрация из «Наваррской иллюстрированной Библии», Памплона, Испания. (Библиотека Амьена Метрополь)

Что касается военного дела, то Кастильская Реконкиста имела ряд интересных особенностей, отличавших ее от того, что в это же время происходило на землях той же Франции. Все началось с возрастания роли тяжеловооруженной конницы, начавшейся в IX веке. Однако здесь продолжала сохраняться и легкая конница в количестве совершенно немыслимом в той же Северной Франции. Безусловно здесь также использовалась кольчужная броня типичной западноевропейской формы, но применялась она лишь меньшинством всадников. Существует также вероятность, что некоторые кастильские легковооруженные всадники были лучниками и могли стрелять из лука с коня. Городские ополченцы также составляли значительную часть армий испанских королевств, причем в их число входила не только пехота, но также и конница.

Эль Сид (Сид Компеадор) и его воины 1050-1075 гг. Рис. Ангуса МакБрайда.

Следующий этап в военном развитии военного Кастилии все эти архаичные пережитки ликвидировал. Он характеризуется принятием французского стиля оружия, доспехов и боевых приемов. Уже в XIII веке доспехи испанских и французских рыцарей становятся практически неразличимы. Кони также покрываются попонами, всадники носят сюрко, а их гербы изображаются на щитах и даже на шлемах. Здесь следует подчеркнуть, что в таком вооружении воинам было очень жарко. Поэтому испанским военачальникам в большей степени, нежели военачальникам Англии и Франции, приходилось обращать внимание на время проведения своих военных акций и не устраивать их в самую сильную жару.

Испанские рыцари на конях в попонах. «Памплонская иллюстрированная Библия и житие Святых», 1200 г. (Университетская библиотека Аугсбурга)

Интересно, что до нас дошли печати того времени, на которых присутствуют каталонские графы в полосатых сюрко, с полосатыми щитами, а их кони одеты в полосатые попоны. То есть символ этот очень давний и «паспортом» каталонской знати сделался очень давно.

Испанский крестоносец сражается с мавром, 1200-1300, Барселона, Испания. (Рукопись из Библиотеки де Сан Лоренцо де Эскори)

Пехота, одетая в доспехи, и широкое использование арбалета были еще одной местной особенностью. Если в той же Франции пехота, как таковая, представляла собой челядь сеньора, да еще разве что наемников, то в Испании, где горожанам постоянно приходилось отражать то набеги мавров, то сражаться с местными феодалами, именно пехота из горожан очень рано стала играть важную роль. Соответственно испанским королям было легче управлять своими войсками, поскольку в них, конечно, «феодальная вольница» главенствовала, но в их распоряжении уже были и войска, строго повиновавшиеся их приказам, и… приказам своих командиров.

Испанские рыцари в шлемах «топхельм» с наклепанным усилением в форме перекрестия. «Иллюстрация из манускрипта «Песни Святой Марии», 1284 г. (Королевская библиотека Эскориала, Мадрид)

Иллюстрация это этого же издания. Христианские рыцари преследуют бегущих мавров.

Именно в Испании уже в середине XIV века появляется конница, вооруженная арбалетами, то есть здесь был сделан важный шаг вперед в отношении использования метательного оружия на поле боя. Рис. Ангуса МакБрайда

Тем не менее, кастильская военная организация и ее тактические приемы французами и англичанами считались старомодными. По-видимому, это было связано с тем, что войны с маврами на Иберийском полуострове рассматривались ими как нечто весьма малозначащее по сравнению с их собственным противостоянием. Например, использование в испанских войсках пращников вообще рассматривалось как анахронизм, между тем в схватках с легковооруженной берберской конницей действенность пращи была довольно высокой.

Праща — бич в руках испанских пращников. Иллюстрация 1050-1100 гг. «Библия Рода», Каталония, Испания. (Национальная библиотека, Мадрид)

Источниковая база изучения военного дела на Пиренейском полуострове — это прежде всего миниатюры в ряде очень важных иллюстрированных рукописей. Несмотря на то, что андалузские рукописи чрезвычайно редки, тем не менее они есть, и им присущ характерный художественный стиль. На них мы видим воинов Пиренейского полуострова, как христиан, так и мусульман, так что в целом миниатюр в рукописях вполне достаточно. Есть и эффигии, хотя из-за череды революций и гражданских войн очень многие из них пострадали. Есть и литературные памятники, например, знаменитая «Песнь о Сиде». Известно произведение было еще с конца XII — начала XIII века. Сохранился и экземпляр рукописи 1207 года, правда в плохом состоянии. К сожалению, перевод поэмы с испанского языка на русский был сделан совершенно безграмотно. Хотя и считается, что к исторической правде она близка в значительно большей степени, чем другие аналогичные произведения героического эпоса, и дает вполне правдивую картину тех событий, что в это время происходили в Испании. Так, Сид в ней носит шпагу, хотя какая шпага в XIII веке? Приведенный эпиграф также весьма показателен. «Щит с шипом» — на самом деле это ведь щит с остроконечным умбоном. С другой стороны, в нем есть и ценные сведения и о том, что копья рыцарей в конной схватке щиты пробивали, если не попадали на умбон, и что кольчуги у рыцарей могли быть и тройной вязки, то есть соединялись сразу по шесть колец, то есть три с тремя. Правда, такие кольчуги должны были быть очень тяжелыми. Так что возможно, что это и чисто художественное преувеличение.

Очень интересная «картинка», изображающая испанских конных лучников. Они используют лошадей для передвижения, но для стрельбы по противнику спешиваются. Миниатюра из «Цветочной истории земли Востока», 1300-1325 гг. Каталония, Испания. (Национальная библиотека, Мадрид).

Что касается Португалии, то в начале XI века она была частью королевства Леон, а в культурном и военном отношении имела много общего с Галисией на севере. Причем объединяло их то, что обе эти области были в значительной степени свободны от военного влияния со стороны Франции. К XII веку процесс португальской автономизации был фактически завершен, так что уже в 1143 году Португалия обрела статус королевства, после чего ее военные усилия были сосредоточены на защите восточной границы с Кастилией и обеспечении независимости. Возникновение у Португалии интереса к экспансии на море относится к XIV веку, но далеких плаваний португальцы в то время еще не предпринимали.

Битва при Лас Навас де Толоса. Художник Франциско Ван Хален (Музей Прадо, Мадрид)

Роль конницы возросла по мере того, как развивалось христианское наступление на исламскую Андалусию, тем более что основной формой войны стали рейды конных отрядов на вражескую территорию с целью захвата добычи и пленных, как об это повествует все та же «Песнь о Сиде». Но так как большая часть страны состоит из скалистых гор и долин, то действовать коннице, тем более тяжеловооруженной, здесь было достаточно сложно. Контакты с англичанами привели к тому, что здесь XIV веке также распространился длинный тисовый лук, заменивший в христианских войсках составные луки, использовавшиеся арабами. Именно тогда в Испанию в больших количествах стали прибывать рыцари из Англии и Франции, которые и принесли вместе с собой и опыт битв Столетней войны. До этого испанское военное искусство делало главный упор на оборону и осаду замков и крепостей и засады и набеги при одновременном уклонении от масштабных сражений с участием большого количества воинов. Французский историк Жан Фруассар, опираясь на опыт ветеранов-участников Столетней войны, писал об испанских воинах так:
Это правда, что они хорошо выглядят, сидя на коне, отбросив шпоры для выгоды, и хорошо сражаются при первом натиске; но как только они метнут два или три дротика и ударят своими копьями, не приведя (при этом) врага в замешательство, они поднимают тревогу, разворачивают лошадей и спасаются бегством, как только могут.

Памятник Сиду в Бургосе

Подобная тактика была характерна для нового по тому времени рода войск — хинетов, легкой конницы, имевшей легкие доспехи, седло с низкой задней лукой, и короткие стремена, а также подвижных лошади андалузской породы, позволявших им биться на равных с конницей мусульман, использовавшей берберских североафриканских лошадок. Вооружением хинета являлись два-три дротика и легкое копье, которое он также использовал в качестве метательного. Причем один из источников описывает, что во время осады Лиссабона один такой дротик, брошенный хинетом, пробил рыцарский пластинчатый доспех, его кольчугу, стеганый гамбезон и вышел у него из спины. Сначала хинеты использовали одни лишь щиты-адарги, заимствованные у арабов, но уже в конце XIV века стали носить и типичные европейские стеганые акетоны.

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
2. Nicolle, D. Armies of the Muslim Conquest. L.: Osprey Publishing (Men-at-Arms №255), 1993.
3. Verbruggen J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
4. Nicolle, D. El Cid and the Reconquista 1050-1492. L.: Osprey Publishing (Men-аt-Arms №200), 1988.
5. «Песнь о Сиде», разные издания.

Продолжение следует…

Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Ирландии (часть 4)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Шотландии (часть 3)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Англии и Уэльса. Часть 2
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here