Какие фальсификации возможны на выборах президента Украины

0
1

С приближением президентских выборов на Украине бурно обсуждается вопрос о возможных фальсификациях при их проведении, на которые ориентируется команда действующего президента Порошенко. Конечно, фальсификации будут, и здесь интересен механизм их реализации.

В свое время меня заинтересовал этот вопрос, и для понимания «изнутри» его механизма я согласился на участие в выборах президента Украины в 2010 году в качестве председателя одной из участковых комиссий. В связи с этим могу поделиться своими впечатлениями о механизме проведения голосования, подсчета голосов и возможных фальсификациях. Думаю, что действующий на то время порядок организации голосования и подсчета голосов вряд ли принципиально изменился.

По законодательству участковые и окружные избирательные комиссии формируются по территориальному принципу местными органами власти из представителей зарегистрированных кандидатов в президенты и утверждаются Центральной избирательной комиссией. Руководство комиссий: председатель, заместитель и секретарь – утверждаются комиссией более высокого уровня. Сейчас как будто бы избираются при жеребьевке. В комиссиях, как правило, 15–25 человек, представляющих противоборствующие стороны и имеющие возможность контролировать друг друга.

Избирательные участки также формируются по территориальному принципу, в городах в среднем на каждом избирательном участке зарегистрировано 1500–2500 избирателей. На Украине порядка 30 тысяч участковых избирательных участков. Существуют и специальные избирательные участки в тюрьмах, воинских частях, больницах, санаториях, где голосуют временно находящиеся там избиратели. Окружные избирательные комиссии объединяют примерно 70–100 избирательных участков.

Влиять на волеизъявление избирателей можно до процесса голосования, при голосовании и при подсчете голосов. Наиболее известный и распространенный способ влияния до голосования – это «подкуп» избирателей путем раздачи «гречки», благоустройства территорий, где проживают избиратели, разовых денежных выплат, «убеждения» избирателей с помощью начальства на работе. Команда Порошенко сейчас нашла новый способ – так называемая «сетка», когда избирателю, готовому проголосовать за конкретного кандидата, из местного бюджета выплачивается приличная сумма как бы материальной помощи. Всеми этими способами успешно пользуются кандидаты, имеющие серьезный административный или финансовый ресурс.

В процессе голосования используются уже другие механизмы на избирательных участках, и связаны они с манипуляциями с избирательными бюллетенями. Специальные бланки печатаются в типографиях и за несколько дней до голосования доставляются в окружную избирательную комиссию. Председатели участковых избирательных комиссий по акту получают списки избирателей и бюллетени по количеству избирателей на участке и в сопровождении полиции доставляют их на участок. С этого момента двое полицейских круглосуточно находятся при бюллетенях. На все бюллетени проставляется печать участковой комиссии, и председатель расписывается на них. После этого бюллетени закрываются в сейфе, опечатываются, ключ находится у председателя, и никто до дня выборов не имеет права его вскрывать.

В день голосования сейф вскрывается, и по ведомости 5–7 членов участковой комиссии получают по 50–70 бюллетеней и список избирателей, составленный по алфавиту или по месту регистрации избирателей. В процессе голосования они выдают бюллетени избирателям при предъявлении паспорта и под роспись в списке избирателей.

При недостатке бюллетеней председатель выдает члену комиссии очередную их партию. В зале голосования находятся члены комиссии, зарегистрированные наблюдатели, полиция и пресса, и они могут фиксировать возможные нарушения.

Для избирателей, которые не могут по состоянию здоровья прийти на участок, из членов комиссии формируется бригада в несколько человек с малой урной и списком заболевших. Эта бригада ходит по квартирам. Таких избирателей, как правило, немного – до двух десятков.

На этом этапе возможны следующие нарушения. При голосовании по месту проживания можно «проголосовать» за кого-то из больных, не заходя к нему, но это будет всего несколько человек, вбросить незарегистрированные бюллетени невозможно, так как на них не будет печати участковой комиссии.

Также возможно по договоренности с одним или несколькими членами комиссии, которые выдают бюллетени избирателям, подходить к посторонним людям, называть фамилию из списка избирателей, который точно не придет голосовать, показать паспорт как бы избирателя, получить бюллетень и проголосовать как надо. В принципе, этот человек может получить несколько бюллетеней и ими проголосовать, но в большом количестве без привлечения внимания сделать это невозможно. Такой член комиссии может выдать несколько бюллетеней при голосовании одним человеком за родственников, и этим часто пользуются при голосовании на Западной Украине.

На участке могут работать заранее подготовленные бригады и организовывать «карусель». Они подкупают одного из избирателей, он получает бюллетень, им не голосует, бросает в урну заранее заготовленный лист бумаги и выносит чистый бюллетень. Он заполняется за нужного кандидата, подкупается избиратель, идущий голосовать, ему передается заполненный бюллетень, он им голосует, выносит чистый бюллетень и получает деньги. Таким образом по кольцу можно скупить два-три десятка голосов.

Вбрасывать пачками заранее заполненные бюллетени вряд ли получится, поскольку урны прозрачные, в зале наблюдатели и полиция, и это сразу же будет зафиксировано, к тому же такие бюллетени без печати участковой комиссии при подсчете будут признаны недействительными.

Такими методами обычно пользуются при голосовании на спецучастках, в тюрьмах, воинских частях, больницах, где трудно проконтролировать, кто и как голосовал, и проще заполнить бюллетени за тех, кто не участвовал в голосовании.

На этом этапе добиться серьезных фальсификаций сложно: должен быть сговор с председателем комиссии и одним или несколькими членами комиссии, которые выдадут бюллетени посторонним, или должна работать бригада с «каруселью».

При подсчете голосов возможности фальсификаций также ограничены, поскольку этот процесс проходит публично. После завершения голосования в зале остаются только члены комиссии и зарегистрированные наблюдатели. Все, в том числе и полиция, удаляются, и дверь закрывается на ключ. Председатель собирает все неиспользованные бюллетени, их считают и обрезают ножницами уголок, чтобы они никак не могли быть использованы при подсчете бюллетеней из урн.

Из урн в присутствии всех на стол выкладывают бюллетени, один из членов комиссии по одному берет бюллетень и зачитывает, за кого он проголосован, и передает его представителю этого кандидата, испорченные бюллетени откладываются отдельно. По завершении подсчета бюллетеней заполняется протокол, в который вносятся цифры по всем категориям бюллетеней. Любой член комиссии может проверить соответствие цифр в протоколе реальным бюллетеням, которые лежат на столе. Оформляются экземпляры протокола для каждого члена комиссии и каждого наблюдателя, все они подписываются членами комиссии, и на каждый акт ставится печать комиссии.

По завершении работы комиссии все члены комиссии и наблюдатели имеют по одному экземпляру оригиналов протокола, еще два экземпляра запечатываются в конверт для доставки в окружную комиссию. После подписания экземпляров протокола все категории бюллетеней и списки избирателей упаковываются в бумажные мешки и опечатываются.

На этом этапе подсчета голосов вбросить большое количество бюллетеней или приписать лишние одному из кандидатов довольно сложно: в комиссии представители от кандидатов конкурентов и они стремятся контролировать друг друга. Фальсификации возможны, но они не могут носить массовый характер.

После оформления протокола председатель и секретарь комиссии в сопровождении полиции перевозят всю документацию в окружную комиссию, там по акту сдают упакованные мешки с бюллетенями и списками избирателей члену окружной комиссии. Никто не проверяет и не пересчитывает бюллетени, они переносятся в хранилище, дальше ими никто уже не занимается. У председателя на руках остается только запечатанный конверт с двумя экземплярами протокола, которые он должны сдать в окружную комиссию.

В окружной комиссии собирается до ста председателей участковых комиссий. Ожидание может продлиться на сутки, иногда и больше. На заседании окружной комиссии председатель участковой комиссии вскрывает конверт с протоколами, передает один экземпляр в комиссию, с другого под видеозапись зачитывает результаты голосования на участке. Члены комиссии сверяют все цифры на предмет их соответствия общему количеству бюллетеней и правильности оформления протокола, в случае обнаружения ошибок в протоколе, его не принимают, и председатель должен ехать на участок, переоформлять его, вызывать членов комиссии и заново переподписывать все экземпляры протокола. После этого он везет его обратно в комиссию и по той же процедуре сдает его.

После приема протокола все цифры по участку вносятся в электронную базу данных и сбрасываются в ЦИК. Внесенные данные транслируются на табло в окружной комиссии, также эти данные можно проверить на сайте ЦИК. Система позволяет ЦИК в реальном масштабе времени отслеживать процесс подсчета голосов в каждой окружной комиссии. Процесс сдачи протоколов длительный, он специально может затягиваться для корректировки результатов в пользу одного из кандидатов.

Процесс подведения результатов голосования в окружной комиссии я описал подробно для того, чтобы было понятно, какие масштабные фальсификации могут производиться на этом этапе. В окружной комиссии никто уже не интересуется бюллетенями, они сданы в хранилище, работают только протоколы участковых комиссий.

С протоколами работает ограниченный круг лиц, и здесь намного проще осуществить подлог или подкуп. До сдачи протокола в окружную комиссию председатель участковой комиссии может заменить протокол, оформить новый с нужными цифрами, подделать подписи членов комиссии и поставить на него печать, она еще у него. В окружной комиссии подлинность подписей на проколе не проверяется, главное, чтобы сошлись цифры по количеству бюллетеней. В таком виде протокол сначала в электронном виде, а затем оригинал поступает в ЦИК.

Поэтому, имея «своих» или «купленных» председателей участковых комиссий и членов окружной комиссии, можно серьезно корректировать результаты выборов. Здесь есть один нюанс: оформить новый протокол и сдать его не проблема, но порядка двух десятков первичных протоколов находится на руках у членов комиссии и они легко могут проверить, что цифры в базе данных ЦИК другие и фальсификация сразу обнаружится.

В связи с этим кандидатам надо быть готовыми отстаивать в судах свою правоту по искам конкурентов, какие протоколы действительные и какие фальшивые. Теоретически возможно добиться в суде признания выборов на конкретном участке недействительными и организовать пересчет бюллетеней, находящихся в хранилище. Но за всю историю Украины этого ни разу не делали, вряд ли будут делать и сейчас.

В ЦИК в электронном виде все результаты поступают примерно в течение суток, но результаты выборов объявляют только после получения оригиналов протоколов участковых и окружных комиссий, заверенных соответствующими печатями. Роль ЦИК на влияние на результаты голосования не такая существенная, там голоса избирателей не считают, а только фиксируют результаты, которые поступают из окружных комиссий. При явном несоответствии данных ЦИК и протоколов на местах голосования будет видна фальсификация.

Самый действенный способ для фальсификаций – это замена протоколов участковых комиссий до сдачи их в окружную комиссию, при этом надо быть готовым к судебным разбирательствам. По складывающейся ситуации на Украине победитель выборов будет определяться не в ЦИК, а в судах, и кто окажется сильнее и чем это закончится, неизвестно.

По описанной процедуре подсчета голосов явное преимущество имеет тот кандидат, у которого есть представители или наблюдатели на всех избирательных участках, оперативно работающие со своими штабами. Таких кандидатов всего два – Порошенко и Тимошенко – и только они могут реально бороться за подсчет голосов в свою пользу.

По телефонным звонкам членов комиссий в штабах такого кандидата имеют реальную информацию о распределении голосов избирателей на конкретных участках и где произошли фальсификации при сдаче протоколов. По этой информации можно оперативно предпринимать действия по «корректировке» результатов голосования на «подконтрольных» участках и поднимать вопрос о непризнании выборов там, где конкурент произвел фальсификации. Для этого умышленно и создаются задержки с приемом протоколов в окружных комиссиях, чтобы до его сдачи в окружную комиссию возможно было внести нужные изменения. Кандидату Зеленскому могут нарисовать любые результаты на участках, где у него не будет своих членов комиссий, независимо от того, как проголосовали избиратели.

На честную победу на этих выборах рассчитывать трудно. От волеизъявления избирателей мало что будет зависеть. Все будет определяться организационными и финансовыми ресурсами основных претендентов. Сейчас их силы брошены на создание условий, обеспечивающих как возможность фальсификаций, так и противодействие фальсификациям конкурентов.

Особенно преуспел в этом Порошенко, запустив систему подкупа избирателей, формирования «своих» избирательных комиссий, создания пула технических кандидатов, формирования нужного состава ЦИК и подготовки судей к принятию «справедливых» судебных решений по намечающимся фальсификациям. Кроме того, основные претенденты и стоящий за их спинами олигархат на случай проигрыша выборов в избирательных комиссиях и в судах готовятся и к силовому противостоянию, вероятность которого также высока.

Юрий Апухтин

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here