Главная / Мнение / Поездка на южные моря: что предложит Россия вооруженным силам Малайзии

Поездка на южные моря: что предложит Россия вооруженным силам Малайзии

Чем отечественный ВПК представлен на выставке LIMA’19

В Малайзии на острове Лангкави продолжается выставка LIMA’19 (Langkawi International Maritime & Aerospace). Это один из крупнейших и авторитетнейших азиатских военных форумов, традиционно привлекающий большое количество авторитетных участников. Кратко анализируем конъюнктуру.

Безопасность и оборона

Обычно в этой формуле слово «оборона» принято ставить на первое место, однако в целом номенклатура предложений на выставке показывает, что вопросы общей безопасности в регионе сегодня представляются более актуальными, чем вопросы возможного боевого применения.

Предложения в сфере безопасности затрагивают самые разные отрасли. Это и системы охраны аэропортов, и средства контроля морского трафика, и полицейские системы наблюдения, в том числе в специфических морских вариантах, и ряд проектов кораблей и судов, ключевым назначением которых является обеспечение безопасности мореплавания.

Сюда же относится и обширный набор летательных аппаратов полицейского и пограничного профиля, от вертолетов и самолетов до беспилотников.

В целом такая ориентация на безопасность в сочетании с гуманитарными операциями вполне адекватно отражает основные интересы стран региона и задачи их вооруженных сил, для которых борьба с потенциальной пиратской и террористической угрозой на сегодня выглядит актуальнее, чем прямое военное столкновение с кем бы то ни было.

На стадии переговоров

Российское присутствие в закупках техники для вооруженных сил Малайзии в первую очередь сводится к парку истребителей МиГ-29 и Су-30МКМ в ВВС страны. Куала-Лумпур рассматривает вариант замены полученных в 1990-х годах МиГ-29 в составе ВВС на новые самолеты, и одним из вариантов является покупка новой партии Су-30МКМ. В 2018 году этот договор не был подписан из-за нехватки бюджетных средств, однако обе стороны продолжают переговоры, и точку в этой сделке ставить еще рано.

Вместе с тем номенклатура продукции российского производства в арсенале малайзийских вооруженных сил может сильно расшириться.

В числе потенциальных покупателей можно отметить малайзийский Королевский флот и силы береговой охраны.

Как отметили источники в военно-промышленном комплексе, Малайзию могут заинтересовать корветы типа «Гепард-3.9» (проект 11661Э), подобные поставленным ранее для ВМС Вьетнама. Это многоцелевые корабли, способные эффективно бороться с подводными и надводными целями, а также наносить удары по берегу с использованием крылатых ракет и защищаться от атак с воздуха.

Кроме того, интерес вызывают патрульные корабли проекта 22160, возможности которых, включая наличие слипа (кормовой сход) для катеров, позволяющего совершать их спуск на воду на ходу корабля, базирование вертолета и наличие оборудования для работы с беспилотными аппаратами, делают их эффективными в качестве антипиратского средства, способного контролировать большую акваторию, не расходуя дорогостоящий моторесурс главной энергетической установки корабля.

Названные возможности делают корабли проекта 22160 оптимальными носителями групп спецназа, что также повышает их привлекательность на рынке.

Если же вернуться к ВВС, то Россия активно продвигает на рынок Малайзии самолет Як-130, презентация которого ОАК и «Рособоронэкспортом» стала одним из ключевых событий LIMA’19. При этом надо отметить, что Як-130 рассматривается в данном случае не только как учебный самолет, но и как легкая ударная машина, способная выполнять задачи штурмовика и легкого истребителя за счет богатого набора современного вооружения.

Не только Малайзия

Юго-Восточная Азия — традиционно один из главных регионов поставок отечественного оружия. Среди крупных отечественных сделок в регионе в последнее время можно выделить контракт на поставку Су-35 в Индонезию, реализация которого ожидается в 2019–2020 годах, а также поставки Су-30СМЭ в Бирму, которые, по данным компетентных источников, должны состояться в 2022–2023 годах.

Покупателем Су-30 в ближайшей перспективе может оказаться и Бангладеш, в последнее время озаботившаяся безопасностью своего побережья и исключительной экономической зоны в связи с планами активизации добычи нефти и газа на шельфе.

Продолжение поставок авиационной и военно-морской техники ожидается также во Вьетнам, кроме того, недавно к числу покупателей присоединился Лаос, закупивший самолеты Як-130.

В целом можно констатировать, что на сегодняшний день покупателями российской авиатехники являются все более-менее крупные страны региона, кроме Камбоджи (у которой нет денег), Филиппин (традиционного американского клиента) и Тайваня (еще одного традиционного американского клиента со специфическим дипломатическим статусом). Остальные страны уже имеют ту или иную технику российского производства, и многие из них планируют продолжить закупки в ближайшее время.

Не только вооружение

В целом Юго-Восточная Азия — тот регион, где Россия обязана попытаться наладить продажи не только боевой, но и гражданской техники. Отчасти это уже делается — так, Таиланд приобрел самолеты SSJ-100 (хотя и для своих военно-воздушных сил, в качестве VIP-транспорта), однако перспективы для роста есть. В первую очередь они связаны с проходящим испытания самолетом МС-21.

Этот среднемагистральный авиалайнер нового поколения с более комфортным в силу компоновки фюзеляжа салоном, чем у основных конкурентов, по мнению специалистов, может претендовать на долю на рынке, особенно после того, как будет создан его вариант МС-21-400, отличающийся большими пассажировместимостью и дальностью полета.

В августе 2019 года на московском Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2019) ожидается, в частности, демонстрация макета фюзеляжа этой машины с укомплектованным салоном, который позволит оценить комфорт этого лайнера.

Сюда же относятся и гражданские вертолеты — в частности, в санитарных модификациях. Поставки таких машин уже идут в Китай, начаты и на внутреннем рынке — в интересах восстановления санитарной авиации России, а в Юго-Восточной Азии такая техника особенно востребована.

Впрочем, в случае с Малайзией речь в первую очередь пока что идет о поставках все-таки военной техники, и вряд ли это положение изменится в ближайшие годы.

Илья Крамник

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*