Зачем Варшава восстанавливает шляхетские усадьбы на Западной Украине?

0
45

Не секрет, что Польша рассматривает Западную Украину как окраину польского государства («восточные кресы»), лишь по исторической случайности оказавшуюся в составе другой страны.

Соответствующим образом польская историография формирует у рядовых поляков и отношение к этим землям. Например, частой темой исторических исследований и публикаций в прессе является оставшееся после сбежавшей польской шляхты архитектурное наследие. Так, газета Slowo Polskie опубликовала целые главы из книги Александры Анусик (Aleksandra Anusik) «Роль польских помещиков в индустриализации Украины во второй половине XIX в.» с перечислением имений польской шляхты на Украине.

Историческую публикацию о Виннице Slowo Polskie начинает словами: «Уездный город Винница, раскинувшийся над скалистым Бугом в красивейшей части Подолья…, сохранила , как прочие города в ту пору, множество следов древнего своего величия в нашей Речи Посполитой».

Такие публикации, посвящённые отдельным городам Украины, которые поляки считают польскими, Slowo Polskie печатает регулярно, и не только она. Странно получается: есть Украина, где живут вовсе не поляки, но поляки почему-то полагают, что земля Украины – это земля не тех, кто на ней жил и живёт, а польская земля.

Никто не спорит, польское архитектурное наследие, о сохранении которого печётся Варшава, имеет свою историческую ценность, а особняки польских магнатов действительно красивы. Но в данном случае Варшава рассматривает эти архитектурные изящества как некий маркер, который должен напоминать украинцам, что настоящие хозяева Западной Украины – поляки.

Эксперты из Центра восточных исследований (Ośrodek Studiów Wschodnich) заявляют, что Украина занимает наряду с Белоруссией исключительно важное место на музейной карте Польши, и призывает Варшаву вкладывать больше денег в реставрацию остатков польской роскоши в этих постсоветских республиках.

С 2008-го по 2018-й Варшава выделила Киеву на реставрацию польских архитектурных памятников через министерство культуры и национального наследия и фонд POLONIKA (занимается учётом и сохранением польских исторических памятников) €10,5 млн. В польском языке даже появился термин «полоник» (polonik) – вещь или объект, связанный с польской историей.

Варшава в первую очередь восстанавливает на Украине те объекты, которые могут принести быстрый пропагандистский эффект – военные и гражданские захоронения, шляхетские имения, костёлы и прочие католические здания. Затем – особняки крупных польских магнатов, потом – усадьбы польской шляхты в сельской местности.

Последние дают особенно много информации к размышлению для внимательного наблюдателя. Как признают и некоторые польские авторы, сельская усадьба шляхтича – это свидетельство враждебности к нему того окружения, в котором он жил. Как правило, такая усадьба стоит одиноко, на приличном удалении от сёл и хуторов местных жителей-украинцев. Она хорошо укреплена для обороны от крестьянских ватаг, а на территорию усадьбы имеют допуск только те украинцы, кто работает на пана.

При себе пан держал так называемых надворных казаков – вооружённых холопов, которые обязаны были защищать пана и его имущество от посяганий, и нападать на того, на кого укажет пан.

Общение шляхты с украинским крестьянством сводилось к минимуму. Это не удивительно, если учесть, что в те века шляхта восхищалась подвигами испанских и португальских конкистадоров, безжалостно покорявших индейцев в Южной Америке. Польский историк Януш Тазбир (Janusz Tazbir) в книге «Шляхта и конкистадоры» (Szlachta a konkwistadorzy) указывает, что в ту пору поляки считали себя народом господ (naród panów), а русское население «восточных кресов» сравнивали с южноамериканскими индейцами, которых надо покорить силой оружия.

Шляхта полагала, что здесь, в Западной Руси, она несёт такое же бремя белого человека, как англичане, французы, испанцы и португальцы в Америке, Индии и Африке. В народной польской морали сформировался образ воинственного шляхтича-католика, колонизатора нравственно отсталого православного и униатского населения «восточных кресов».

Русскими поляки называли современных русских, украинцев и белорусов. В составе Речи Посполитой существовало Русское воеводство (województwo Ruskie), охватывавшее территорию теперешней Западной Украины. Выделять украинцев в отдельную нацию польская пропаганда начала позже. То есть, теми русскими, в которых шляхта видела краснокожих дикарей, были предки современных украинцев.

Внимание, вопрос: зная всё это, можно ли говорить о том, что польская шляхта на «восточных кресах» была коренным народом, а не пришлыми захватчиками? Если они не были захватчиками, как утверждает польская пропаганда, почему жила чуть ли не на осадном положении, отгораживаясь от местных жителей частоколом, толстыми стенами домов и надворными казаками? Почему не жила среди народа, как жили, к примеру, помещики на Руси?

Мир шляхты был параллельным миром, соприкасавшимся с миром местного крестьянства только тогда, когда крестьян надо было заставить работать. Это не был мир бескорыстных благодетелей.

Сегодня Варшава задним числом пытается нарисовать другой образ польской магнатерии на Украине – как доброй цивилизаторской силы, радевшей о превращении местных аборигенов в процветающий европейский народ. Да только злая Москва всегда мешала этому, силясь загнать западных русских, пардон, украинцев, в свою азиатскую империю. С реальной историей польского присутствия на Западной Украине такие россказни ничего общего не имеют.

На фото. Усадьба магната Грохольского, Винничина

Валентин ЛЕСНИК

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here