В чем сбылись пророчества ученых на 2020 год — Российская газета

В начале прошлого года мы собрали группу профессионалов разных специализаций и попросили пофантазировать — какими вещами и открытиями нас сможет удивить 2020-й.

Такие роботы стоят от 5 тысяч рублей. Фото: REUTERS

Экспертами выступили крупнейший специалист в области химии, академик РАН Владимир Минкин, известный писатель-фантаст Руслан Мельников и электромонтер Игорь Дрынчев. Настало время вспомнить их пророчества. Что сбылось, а что нет?

Итак, особые надежды были связаны с черной дырой в центре галактики M87, которую называют "вратами ада". Там сталкиваются нейтронные звезды и зарождаются химические элементы. Она могла стать источником новых сведений о материи, о мире…

Сейчас ни того ни другого. А с более приземленными проблемами вроде утечек воздуха с МКС космонавты справились. Потому даже такое неординарное событие, как доставка с Луны на Землю китайским зондом "Чанъэ-5" двух кило грунта, потонуло в рутине новостей. Предположу, что и в наступающем году нас будут больше волновать дела земные.

Ну, конечно, если что-то не прилетит из космоса. Но лучше, если бы ничего и не прилетело. Не до того — ковид надо победить.

Новые элементы таблицы Менделеева

Открытия в Марианской впадине. Появление квантовых компьютеров

Злодейка пандемия спутала все планы. Самые волнующие "химические вопросы" — это в каких пропорциях разбавлять спирт для дезинфекции продуктов из магазинов. И сколько глицерина добавлять в упомянутый раствор, чтобы уберечь кожу рук…

С квантовыми компами еще сложнее. Нет, успехи налицо, недавно журнал Nature порадовал: группа международных ученых совершила прорыв. Дословно: "Удалось впервые получить квантовые состояния майораны в двумерном сверхпроводящем материале. Это еще один шаг на пути создания топологических кубитов".

Вот согласитесь, молодцы же ученые! И на сердце сразу стало легко и весело. Одна беда: лично я ни одного слова не понял. А вы? Но зато знаю, что автор идеи квантового компьютера на основе этих заумных топологических кубитов — наш человек. Москвич Алексей Китаев, 57 лет, обладатель американского "гранта гениев". В конце 90-х годов он уехал в Штаты. Сегодня профессор Калифорнийского технологического института и член Международного консультативного совета Российского квантового центра.

Ну а прогноз о штурме Марианской впадины можно считать "зачетным". Нет, до массового вылова глубоководного анчоуса, который закроет продовольственную проблему в мировом масштабе, дело пока не дошло. Но прошлой весной наш "Витязь-Д" погрузился на дно Марианской впадины, став первым успешно там отработавшим автономным аппаратом. А в конце 2020 года туда же погрузился китайский аппарат Fendouzhe ("Борец") с тремя исследователями на борту. Пожалуй, сенсация. До этого аппараты, достигшие дна Марианской впадины, были только у трех стран — у нас, США и Японии. Кстати, на августовском форуме "Армия-2020" наш "Витязь-Д" впервые был представлен публично. Это роботизированный комплекс, способный работать на глубине 13,5 км. Но поскольку таких глубин нет, то его рекорд — 10 028 метров.

Кстати

Что предсказать никому не удалось

Чудом не вылившийся в войну обмен ракетными ударами между США и Ираном. Пандемию со всеми вытекающими последствиями. Социально-расовые бунты в США, которые докатилась до Европы в виде сюрреалистичной "битвы с памятниками". События в Беларуси. Войну в Карабахе с триумфом дронов. Частный запуск человека в космос. Развитие искусственного интеллекта — нейросетей с их пугающими возможностями.

Предположу, что именно нейросети, а также новые фантастические модели дронов пропишутся в топе новостей и в наступившем году.