Американцы создали конфликтную ситуацию на МКС: не разрешили россиянам ремонт

0
41

Спор по поводу ремонта трещин, образовавшихся на борту МКС, разгорелся между российскими и американскими специалистами, работающими на Земле. Речь идет о повреждениях, возникших в переходной камере российского модуля «Звезда». В NASA не дают добро на просверливание концов одной из обнаруженных трещин с целью предотвращения ее дальнейшего увеличения. Таким образом ситуация с их ремонтом может окончательно зайти в тупик и привести в конечном итоге к эвакуации космонавтов и астронавтов с МКС.

Как ранее сообщал «МК», первая трещина в переходном модуле «Звезды», к которому стыкуются грузовые корабли «Прогресс», была обнаружена в октябре 2020 года. Позже космонавты обнаружили еще несколько повреждений, напоминающих трещины. Сейчас, по словам источника из космической отрасли, подтвержденной по-прежнему считается лишь одна, самая первая, зигзагообразная трещина длиной 4,5 см, через которую постепенно уходит воздух со станции. Еще, как минимум пять имеющихся повреждений наши космонавты пока исследуют при помощи специального микроскопа.

По поводу происхождения повреждений имеется четыре версии. По одной, причиной образования течи могла стать жесткая стыковка с кораблем «Союз-МС» в сентябре 2019 года, по второй — нештатная транспортировка через переходную камеру «Звезды» робота Федора, по третьей — динамические нагрузки, которые получал модуль в результате коррекции орбиты станции за счет двигателей пристыкованного к переходному отсеку грузового корабля «Прогресс», по четвертой – усталость металла работающего около 30 лет модуля.

В настоящее время часть экспертов больше склоняется к версии, связанной с роботом Федором.

Несмотря на имеющийся у космонавтов специальный герметик, доставленный с Земли в феврале кораблем «Прогресс МС-16», специалисты долго не решались на жесткую фиксацию трещины, опасаясь после этого дальнейшего ее расползания. На днях было принято решение просверлить на концах трещины отверстия по принципу, который иногда применяют при ремонте трещин на лобовом стекле автомобиля.

Однако, узнав об этом, вдруг воспротивилась американская сторона. Иностранцы испугались, что это может привести к необратимым нежелательным последствиям. В Центре управления NASA требуют прежде, чем принимать такие нетривиальные с их точки зрения решения, допустить их космонавтов внутрь нашей переходной камеры. Лишь после, оценив ситуацию, инженеры на Земле могут дать добро на просверливание отверстий в трещине. С их стороны звучит мнение о том, что, может, было бы целесообразней не ремонтировать каждую трещину по отдельности, а наложить одну большую заплату на всю поврежденную поверхность.

Среди наших специалистов пока нет единого мнения по поводу того, пускать или нет американцев в наш переходный отсек.

Как мы уже писали, у космонавтов, в случае неудачной борьбы с течью, есть выход: просто изолировать навсегда отсек, выведя его окончательно из состава нашего модуля (для стыковки кораблей у нас есть другие швартовочные узлы). Как пояснили «МК» в отрасли, все разговоры о том, что космонавтам придется эвакуироваться со станции, лишены основания. Ситуация не считается неразрешимой, потому что модуль может существовать и без переходного отсека.

НАТАЛЬЯ ВЕДЕНЕЕВА

Конфликт американцев с россиянами на МКС объяснили «неумением сверлить»

Паузу на 2-3 дня с ремонтом первой, основной трещины на МКС взяли российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков. Это связано с отсутствием договоренности двух ЦУПов – российского и американского – по поводу способа ремонта трещин в переходном отсеке российского модуля «Звезда». В NASA пока – против сверления по принципу ремонта трещин в автомобильных стеклах, к которому склоняются российские специалисты.

Напомним, что трещина была обнаружена в октябре 2020 года. С тех пор космонавты исследуют ее, чтоб понять, как она образовалась и как ее следует эффективнее заделать, чтобы через нее не выходил ценный воздух.

С 21 февраля Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков готовились приступить к активному латанию пока что единственной подтвержденной трещины. Для этого у них было все необходимое, доставленное грузовым кораблем «Прогресс МС-16»: электронный микроскоп, ультразвуковые «течеискатели», герметизирующий материал, разработанный в РКК «Энергия», – набор армирующих накладок с клеевым соединением. Однако перед заклеиванием трещины специалисты ЦУПа посоветовали космонавтам сначала рассверлить ее края, чтобы снять динамическое напряжение и исключить разрастание.

Мы созвонились с российским космонавтом Федором Юрчихиным, который не раз пользовался на борту космической станции дрелью, чтобы узнать, насколько сложен этот процесс в условиях невесомости.

–​ Федор Николаевич, тот способ, который готовятся применить для предотвращения разрастания трещины наши космонавты, когда-нибудь применялся на борту МКС?

– Нет, обшивку станции еще никто не сверлил – ни с нашей стороны, ни с американской (криминальный случай с обнаружением отверстия от дрели в российском «Союзе МС-09» в 2018 году оставим в данном случае за скобками нашего разговора).

–​ Что приходилось сверлить в космосе лично вам?

– Это обычное дело для космонавтов, которым периодически приходится выполнять те или иные виды работ по установке нового оборудования на станции. Мне в каждой экспедиции доводилось работать дрелью. К примеру, рассверливать отверстия в кронштейнах для прокладки кабелей, в панелях – для установки датчиков.

–​ Техника сверления в невесомости отличается от земной?

– Почти не отличается. Если человек научился этому на Земле, то он спокойно сможет проделать это и на борту станции. Единственное, что нужно космонавту с дрелью в руке, – это как следует закрепиться перед работой, принять такую позу, опереться на что-нибудь, чтобы быть уверенным, что его не отбросит невесомость в процессе сверления. Кроме того, если на Земле после сверления пропылесосить желательно, то в космосе пылесос просто необходим именно во время процесса.

– Члены экипажей проходят специальную тренировку по сверлению в Центре подготовки?

– Перед полетом всех членов экипажа в РКК «Энергия» знакомят с инструментарием, который имеется на борту. Если космонавт заявляет, что с каким-то видом инструментов не знаком, его обучат. Если все понятно – он подписывает соответствующий протокол.

– Дрель на станции – обычная или специальная, сделанная для невесомости?

– Самая обычная, но сертифицированная для космического полета. Ее зарядные устройства адаптированы под бортовую сеть.

– Почему, по-вашему, американцы не доверяют нашему методу борьбы с трещинами?

– Возможно, они не знакомы с ним, поскольку не сталкивались с таким ремонтом трещин на Земле. В России же любой автолюбитель знает, как порой эффективно бывает просверливание трещины на лобовом стекле для предотвращения ее дальнейшего роста. Это же закон физики: острое окончание быстрее пробивает себе путь, чем тупое, широкое.

НАТАЛЬЯ ВЕДЕНЕЕВА

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here