Пора домой: что делать Москве с нелегальными мигрантами

0
30

Российское правительство резко ужесточило риторику в отношении находящихся на территории страны нелегалов. Но последуют ли за этими словами конкретные действия?

На днях российское Министерство внутренних дел обратилось к лидерам постсоветских государств с логичной вроде как просьбой: забрать назад почти один миллион нелегальных мигрантов из числа граждан этих стран, ныне находящихся на территории России.

— Если мы с вами эту численность до 15 июня не уберем, то эти люди будут подвергнуты наказанию вплоть до выдворения и закрытия границ. Мне бы хотелось, чтобы вы в своих государствах посредством работы со СМИ, блогерами провели агитационную работу, — заявил замглавы МВД РФ Александр Горовой.

Дата выбрана вполне логично: именно до 15 июня 2021 года Владимир Путин ранее продлил сроки временного проживания мигрантов на территории РФ (бушевала эпидемия коронавируса, и люди объективно не могли вернуться домой). Ну и требование логичное: МВД стоит на страже закона, включая иммиграционный режим, и просит как российских, так и иностранных граждан этот закон не нарушать.

А вот дальше начинается нереалистичное. Во-первых, каким образом страны постсоветского пространства должны вывезти этих мигрантов домой в течение двух месяцев? Ведь речь, по данным МВД РФ, идет почти о 330 тысячах узбеков, 250 тысячах таджиков, 150 тысячах украинцев (очень надеюсь, что чиновник не включил сюда жителей непризнанных Россией регионов в лице ЛНР и ДНР, иначе его нужно гнать за профнепригодность), 120 тысячах азербайджанцев и т. д. Ладно, предположим у наследственного монарха Азербайджана Ильхама Алиева есть деньги на сотни бортов для вывоза своих граждан. Но их нет, положим, ни у его таджикского визави Эмомали Рахмона, ни у лидера Узбекистана Шавката Мирзиеева.

Во-вторых, отсутствует и желание вывозить своих людей. Только по официальным данным, в 2020 году таджикские трудовые мигранты в РФ перечислили домой 348 миллионов долларов (около 13 процентов от всех расходных статей национального бюджета), а узбекские — 913 миллионов (около 7 процентов бюджета). Еще раз подчеркну: мы говорим только об официальных цифрах. По факту же их объем еще больше. Так какой смысл властям государств той же Средней Азии лишаться источника денежных поступлений, кормящих граждан их стран и накачивающих валютой национальную экономику? Да еще и при лишении получить вернувшие сотни тысяч мужчин и женщин, которых нельзя будет обеспечить работой дома? Примерно такую же позицию занимают киргизские и, как не покажется странным, украинские власти.

В-третьих, что бы там ни говорили отдельные отечественные националисты, Россия нуждается в мигрантах. Как с экономической точки зрения, так и с политической. Москве невыгодна массовая дестабилизация обстановки в той же Средней Азии из-за возвращения сотен тысяч мигрантов и роста там социальной напряженности, которая наверняка выльется во всплеск радикального экстремизма. Это может повлечь за собой гибель множества российских солдат, когда те будут отправлены к соседям наводить порядок. При этом Россия не занимается благотворительностью и не содержит страны Средней Азии, она дает работу их гражданам, которые отправляют на свою родину честно заработанное, а не наворованное или подаренное.

Так что же получается, требование МВД — это лишь предложение для галочки? Наверное, да. Однако очень хотелось бы думать, что не только, а что российские власти решили наконец оптимизировать ситуацию с мигрантами. Не через массовый «легалайз» нелегалов, как предлагают некоторые общественные организации, а через точечные меры.

Хочется верить, что российские власти обратили внимание на проблемы внутренней трудовой миграции. То есть готовы заняться обеспечением перетока рабочей силы из регионов РФ с ее избытком в те регионы, где ощущается недостаток таковой. А для этого нужны серьезная работа с трудовым законодательством, жестким преследованием всех схем, касающихся серых выплат зарплат, с созданием условий для достойного временного (возможно, вахтового) проживания людей из регионов. Ну и, естественно, должен быть экономический стимул. Ужесточение миграционной политики и частичная депортация нелегалов могут отрезвить бизнес, заинтересованный в максимально дешевой и бесправной рабочей силе: дать ему понять, что пора переключаться на российских работников. Это, конечно, не исключит нужду России в иностранных мигрантах, но значительно снизит их количество.

Также остается надежда, что власти наконец-то решили заняться эффективной внешней политикой на постсоветском пространстве. Ряд лидеров соседних государств слишком уверовали в собственную независимость и считают, что могут вести себя, не учитывая интересы Российской Федерации. Москва ясно дает понять, что это ошибка. Да, нам не нужна дестабилизация того же Таджикистана, однако по Эмомали Рахмону возвращение мигрантов ударит на порядок сильнее. У него на носу коронация наследника — сына Рустама, а также выяснение отношений с талибами, возвращающимися к власти в Афганистане и не забывшими о помощи, оказанной Рахмоном их врагам. И если таджикский лидер не хочет проблем, то он должен уважать и учитывать интересы РФ. Как должны уважать и учитывать их и другие страны постсоветского пространства, привыкшие экспортировать своих мигрантов в Россию и не считающие нужным быть за это Москве благодарными.

Геворг Мирзаян

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here