Чему мы радуемся в праздники Лазаревой субботы и Вербного воскресенья — Российская газета

0
33

24 и 25 апреля, за неделю до Пасхи, мы отмечаем два праздника: Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Позади сорок дней Великого поста, впереди Страстная неделя, а между ними праздничные дни, отвечающие на главные вопросы. Что есть жизнь? Неужели она прервется умиранием тела? Что такое реанимация, то есть воскрешение умершего, вроде ясно, но что такое воскресение из мертвых?

Лазарева суббота и Вербное воскресенье — два праздника, готовящих нас к Страстной неделе. Фото: Марина Волосевич

Когда Бог плачет

Начнем с того, кем был Лазарь, подаривший имя не только праздничной субботе, но и передвижным больницам — лазаретам.

Лазарь был уважаемым иудеем, другом Иисуса. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария, зная, что Иисус исцеляет, с надеждой послали к Нему сказать: "Господи! Тот, кого Ты любишь, болен!" Услышав это, Иисус отвечает словами, которые сначала не поняли: "Болезнь эта не к смерти, но к славе Божьей" и, к удивлению учеников, остается еще "на два дня в том месте, где находился".

Почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни Его друга? Этим вопросом задавались и все очевидцы происходящего. "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой", — восклицает Марфа, увидев Иисуса, подходящего к гробнице Лазаря. "Воскреснет брат твой", — отвечает Иисус. Евангелист Иоанн, рассказывая о воскрешении Лазаря, не скрывает сомнений, охвативших Марфу и всех пришедших оплакивать Лазаря в тот момент. Как верующие иудеи они знают: когда-нибудь Лазарь воскреснет из мертвых, но сейчас-то в нем жизни нет, один тлен! "Прошло четыре дня после смерти! Ты пришел поздно!" — этот упрек к Христу не высказан, но он слышен!

И тут Иисус опять произносит слова, не совсем понятные убитым горем людям, слова, имеющие глубочайший смысл: "Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Верите ли в это?" Стоит ли говорить, что это обращение не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам?

А дальше происходит нечто совсем удивительное. Увидев плачущую Марию, Иисус "Сам восскорбел духом и пришел в волнение… Прослезился Иисус".

Но почему Он плакал? Зная, что Лазарь будет воскрешен! Зная, что смерть Ему, Богу, подвластна! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает нам, людям! И этот момент Евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Иисус Христос потом Сам принял крестные страдания и смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви.

Но будем точны: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе, и даже не о плачущем, там сказано: "Прослезился Иисус". И это тоже важно. Святитель Василий Великий объяснял: Христос "заключил необходимые страстные движения в некоторую меру и пределы, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слез, потому что это малодушно".

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here