«Красный призрак»: легенда о том, как убивать фашистов

0
29

Война, окружение и месть врагам. Что за фильм «Красный призрак» и стоит ли его смотреть — в нашей статье.

Народный мститель

Начало фильма. Зима. Немецкие солдаты выволакивают из грузовика странную пару — девушку в будёновке и человека с пакетом на голове.

«Что за бред?» — подумал зритель. Немцы подумали так же.

Поэтому командующий расстрелом приказал снять пакет — не в Гуантанамо же. Оказалось, что немцы поймали пару артистов, — отсюда и странная одежда. А пакет на голове — потому что актёр фронтовой бригады показывал бойцам Гитлера.

«Это же Гитлер!»
Немцы потребовали показать: «Посмотрим, как коммунисты изображают нашего фюрера». А потом, мол, и расстреляем. Но тут что-то пошло не так.

Кто-то очень быстро и умело перебил всю расстрельную команду. Даже тех, кто пробовал схитрить. А потом этот кто-то кинул спасённым трофейную банку консервов и молча сиганул с обрыва. Те только и успели спросить: «Ты кто?». Ответ — заглавные титры фильма.

Мститель
Фильма о том, как убивали фашистов.

Фантазия и реальность

Фильмы и книги о Великой Отечественной войне — очень сложный жанр.

С одной стороны, в интернете годами стоит стон: «а почему не раскрыт Подвиг Советского Народа?» (именно так, с заглавной буквы).

С другой стороны, что бы ни сняли — опять стоит стон: «как смели на Святое замахнуться!». Причём ровно по тем же претензиям можно разгромить любой советский фильм о войне. Поневоле вспоминается анекдот про «купи хоть один лотерейный билет».

Что за фильм «Красный призрак» — трудно определить.

С одной стороны, есть чёткая привязка: после окружения под Вязьмой зимой 1941 года советские бойцы выходят к своим, около такой-то деревни.

Окруженцы
С другой — герои подчёркнуто анонимны (почему, объяснит финал). Кроме того, постоянно акцентируется тот факт, что «Красного призрака» никто толком не видел. А кто из немцев его находил — те уже не расскажут…
ХОТИТЕ ВЕРЬТЕ, ХОТИТЕ НЕТ, НО НА ТЕМУ ИСТРЕБЛЕНИЯ ФАШИСТОВ ПИСАЛИ (А ИНОГДА И СНИМАЛИ) ВСЁ ЧТО УГОДНО.
Как вам история про чудесные варежки? Надел их наш боец — и стал невидимым! И начал подкрадываться к немецким часовым, тихонько говоря им на ухо: «Превед!» Не верите? А это Борис Ивантер, «Выстрел». Автор честно погиб на фронте в 1942-м.

Писали наши советские авторы и про телепатов. И про солдата, который научился летать, — прямо «ужас на крыльях ночи».

Или «Легенда о малом гарнизоне» — как несколько друзей нашли готовую крепость, «не имеющую аналогов». И убивали из неё «ну тупых» немцев целыми полками. Потом немцы обманули героев, захватили в плен и начали зверски пытать! Но герои сбежали из плена — и обратно к крепости. «И два пулемёта, как выяснилось, на месте. И пушку, конечно же, никто не трогал: немцы — хозяйственный народ». Дословно.

«Василий Тёркин» Твардовского начинался как полный треш про «ну тупых» белофиннов. А стал сильнейшей поэмой о войне.

Снимал о войне не только Бондарчук, но и студия Довженко, «Молдова-фильм» и другие поставщики отборного треша. Взять хоть «Крепкий орешек», где немцев били поварёшкой.
ТО ЕСТЬ ВОЙНУ УЖЕ ПОКАЗЫВАЛИ ОЧЕНЬ ПО-РАЗНОМУ.
Пожалуй, жанр «Красного призрака» — это легендарный военный вестерн. То есть это кино соотносится с реальной войной примерно как вестерны Джона Форда или Серджо Леоне — с реальным Диким Западом. Хорошие фильмы? Да. Реальность? Нет.

Ковбои в реальности были. Индейцы были. Перестрелки были.

Но герои Форда скакали в джинсах фасона двадцатого века на фоне Долины монументов – красивого пейзажа, который в эпоху Дикого Запада никого не интересовал. А персонажи Леоне рвали мост динамитом — который изобретут через много лет.

У твоего порога

Так и здесь — усталые окруженцы. Сильный враг. И крутой безымянный герой из ниоткуда. Даже музыка местами похожа.

Но при этом окруженцы — не безвольные статисты. У каждого — своё лицо и своя судьба.

Вот «товарищ лейтенант» (Вячеслав Шихалеев). Опрятен даже в окружении. Сохранил ППШ. Когда боец говорит: «Не могу больше», — сам несёт носилки с раненым комполка.

Вот дед-охотник (ветеран кино Виктор Гостюхин). Как человек другой эпохи, поминает бога и «германца». При этом опытнее всех и знает здешние места.

Охотник
Вот морячок-балагур — постоянно травит анекдоты. И реальность фильма ставит его на место: не всегда есть время шутке.

Вот чуть не замёрзший насмерть боец (Юра Борисов) — зима же.

Обмороженный
А вот враги. И они тоже очень разные. От молодого, уверенного в себе эсэсовца (отличная роль австрийского актёра Вольфганга Черни) до юного новичка-рядового.

Эсэсовец
Но все они — немцы Третьего рейха.

Они любят музыку Марики Рокк и пожрать. Любят фотографироваться. Они могут ругать козла-начальника. Могут даже втайне сочувствовать пленной девушке.

Фото на память
Но приказ выполнят. Прикажут зажарить свинью — зажарят. Прикажут бить беременную женщину — будут бить. Прикажут вешать — повесят.

Зверства немцев
К тому же они хорошо обучены. И даже на отдыхе в деревне, пока остальные жрут, часть солдат бдит в окопе с пулемётом.
ЭТО УМНЫЙ, ОПАСНЫЙ И ОЧЕНЬ ЖЕСТОКИЙ ВРАГ.
В принципе можно докопаться, что окруженцы слишком хорошо одеты, а форма на немцах — явно прямо из запасников «Мосфильма», даже не потёрта.

А в финальном бою «нашим» очень везёт в стрельбе против опытной команды охотников на партизан.

Охотники на партизан
Но таковы законы вестерна. Кто бы стал смотреть, как свежая советская дивизия месяцами не может взять одну деревню? А именно так и было той самой зимой 1941-42.

Титры о реальных потерях в окружении под Вязьмой тоже характерны.

Дубина народной войны

Поэтому «Красный призрак» — легенда. О мстителе за всё, что творили тогда немцы.

Технически бои поставлены отлично, и каждый персонаж отличается своей манерой. Заглавный герой — буквально призрак. Точные выстрелы из ниоткуда: и вместо уверенного в себя немца — очередной труп. Если честно, очень приятно смотреть.

Красный призрак
Охотник воюет по-своему. Пулемётчик — иначе.

Пулемётчик
В отличие от штампов советского кино «пьяные автоматчики идут толпой в полный рост», здесь враги довольно умело маскируются.

Пожалуй, ещё ни разу в нашем кино так много не использовали ручные гранаты.

Доходит до жесточайшей рукопашной
Фильм — честные «16+». При этом надо сказать спасибо создателям, что некоторые детали войны показывают без подробностей.

И наступает момент, когда врага идут бить все. Солдаты. Офицеры. Мирные жители, женщины — все. Просто потому что иначе уже нельзя.

Как в старых советских фильмах: «Она защищает Родину» или «У твоего порога». И этим «Красный призрак» резко отличается от большинства вестернов с героем-одиночкой.
НЕ НАДО ЗЛИТЬ РУССКИХ. А ТО ДУБИНУ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ ВОЗЬМУТ ВСЕ.
И финал прямо берет за душу.

«Красный призрак» — очень необычный и сложный фильм. Наверняка он понравится не всем. Тем не менее — и такой взгляд на войну имеет право существовать.

Евгений Белаш

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here