Почему в сфере 3D-печати Россия занимает только 11-е место — Российская газета

0
20

Само не вырастет 30.06.2021 / 00:41 Текст: Юрий Медведев


Самые причудливые украшения сможет придумать и напечатать любой желающий. Фото: Getty Images

Словом, нам надо срочно догонять лидеров. Вы сказали, у нас доля высококлассных АТ около двух-трех процентов. Что это конкретно? Где мы уже сейчас можем конкурировать?

Михаил Бакрадзе: Прежде всего это двигателестроение. Уже налажено серийное производство с помощью АТ сложных деталей для двигателей ПД-14 самолета МС-21 и ТВ7-117СТ пассажирского самолета Ил-114-300, разрабатываются АТ для двигателя большой тяги ПД-35 и вертолетных двигателей ВК-650В, ВК-1600В. Разработки ВИАМ в области АТ играют здесь ключевую роль.

Вообще о двигателе ПД-14 хочу сказать особо. Британское издание Simple Flying признало, что он не уступает и отчасти превосходит самые последние американские и европейские модели. Он соответствует всем нормам — «зеленый», дешевый и качественный. Добиться этого во многом позволили материалы нового поколения ВИАМ, которых в двигателе 20, и в том числе АТ. Например, для камеры сгорания сделан «завихритель», который стал первой российской деталью 3-го уровня из отечественной металлопорошковой композиции. За счет нового подхода срок создания детали сокращен с 60 до 6 дней по сравнению с технологией точного литья.

Аналогичная картина в разработке новых вертолетных двигателей ВК-650В, ВК-1600В, которые заменят импорт. Благодаря АТ сроки производства изменились: раньше двигатель-демонстратор делали бы за 2-3 года, теперь — за 4 месяца. Причем, если в конструкции что-то не так, тут же вносим необходимые изменения, заново печатаем и снова отправляем на испытания. Таким образом, значительно сокращается время конструирования изделия.

Ваш институт является ведущим в стране в области АТ. Какие разработки мирового уровня могли бы назвать?

Михаил Бакрадзе: У нас разработаны и серийно выпускаются более 35 видов порошковых композиций для изготовления деталей 3-го уровня, у некоторых нет аналогов в мире. Они используются в том числе и для деталей тех двигателей, о которых мы говорили. У нас впервые в России создан замкнутый цикл АТ — от разработки специальных материалов для изготовления детали до выпуска нормативной документации и трансфера этих технологий в серийное производство. Такой подход и позволил сократить сроки и повысить качество продукции.

Итак, мы включаемся в гонку АТ. У нас есть шанс успеть на этот стремительно уходящий поезд? Не отстать, как это произошло в ряде других высоких технологиий?

Михаил Бакрадзе: Пока шанс есть, но для этого надо предельно объективно оценить, где мы находимся, где «болевые» точки и как их исправить. Назову три самые главные. Во-первых, мы практически полностью зависим от импорта программного обеспечения и оборудования для АТ. Без этого не может быть и речи о конкуренции с мировыми лидерами. Тем более, как мы видим, в любой момент могут ввести санкции, и наши аддитивные технологии закончатся.

Второе. Как я говорил, в эту сферу пришли сотни самых разных организаций, но каждый работает сам по себе, нет единой программы, координации. А ведь у конкурентов созданы национальные программы по АТ, которые как раз и обеспечивают такую координацию. И третье — кадры. Для работы в этой сложнейшей области нужно большое количество специалистов высшей квалификации. Может, вы удивитесь, но у нас они практически не готовятся. Нам надо срочно в ведущих вузах открывать соответствующие кафедры, готовить программы высшего профобразования и наверстывать упущенное. Без решения этих главных проблем упустим очередную технологическую революцию.

Поделиться


#Просто космос

На Марсе обнаружены признаки обитаемости


#Наука ПРО

Ученые признали бесполезность поливитаминов


#Просто космос

Найдены звезды, с которых «инопланетяне» могут следить за Землей


#Наука ПРО

Обнаружена взаимосвязь между крупнейшими катастрофами в истории Земли

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here