«Балтийский путь 2.0»: организаторов мирной акции хотят наказать за святотатство в отношении Прибалтики

0
42

Противники принудительной вакцинации в Литве, Латвии и Эстонии провели масштабную акцию: демонстранты выстраивались в живую цепь по примеру «Балтийского пути» 1989 года.

Новость об этом вызвала негодование отдельных политиков, которые уличили организаторов мероприятия в «святотатстве». Лидер латвийского «Народного фронта» Дайнис Иванс даже пригрозил обратиться в полицию. В таком случае не мешало бы написать заявление на тех, кто ровно год назад инициировал аналогичное мероприятие — «Балтийский путь для Беларуси».

«Мы отказываемся сражаться друг с другом, вместо этого мы приглашаем всех объединиться, любить и уважать друг друга. История показала, что, в конце концов, нас никто не может разделить и никогда не разделит!», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте «Балтийского пути — 2021».

Организаторы акции пригласили жителей Прибалтийских республик приехать на машине в любое удобное место на трассе Таллин — Рига — Вильнюс и присоединиться к «живой цепи». Точно так же, как 32 года назад, когда латыши, литовцы и эстонцы дружно заявили о стремлении к независимости своих национальных государств.

Дата 23 августа тогда была выбрана не случайно — в этот день отмечалась 50-я годовщина подписания пакта Молотова — Риббентропа, по которому Прибалтика отошла в зону исключительных интересов Советского Союза. Организаторы нового «Балтийского пути» снова апеллируют к истории, хотя привязка здесь весьма условная. Дескать, раньше Прибалтику делили Сталин и Гитлер, а сегодня жителей Литвы, Латвии и Эстонии разделяют сторонники обязательной вакцинации. Их цель — ограничить права здоровых людей, которые не хотят прививаться от коронавируса.

В отличие от «Балтийского пути» образца 1989 года, демонстрация «антиваксеров» не получила поддержки от власти на местах. Даже крупные оппозиционные партии побоялись оказывать ей содействие. Депутат Алдис Гобземс, которого называли одним из вероятных соорганизаторов мероприятия, эти обвинения отрицал. По всей видимости, кампания дискредитации противников коронавирусных ограничений в Прибалтике не прошла бесследно.

Тем не менее люди все же вышли. В общей сложности на «Балтийский путь — 2021» предварительно зарегистрировались 93 тысячи человек. Но Рудолфс Бреманис — один из организаторов акции — отметил, что большинство участников предварительно заявки не подавали. Их общее количество оценивается в 150–200 тысяч.

Официальные источники приводят совсем другие цифры. По данным Государственной полиции Латвии, число участников «Балтийского пути — против обязательной вакцинации» составило всего около 7 тысяч человек. Если предположить, что в Литве и Эстонии вышло столько же, то все равно получится немного. Точные цифры назвать не может никто, поскольку участники акции были рассредоточены на большом расстоянии (сотни километров). Где-то они образовали длинную живую цепь, где-то улицы и дороги пустовали. Но сам факт проведения мероприятия нельзя игнорировать — нехотя его осветили даже ведущие СМИ стран Балтии.

Им и зацепиться-то было не за что, поскольку «Балтийский путь», в отличие от протестов 10 августа у здания Сейма Литвы, оказался абсолютно мирным событием. У латвийской полиции, к примеру, была всего одна претензия к демонстрантам: кое-где они выходили на проезжую часть и затрудняли движение транспортных средств (административный процесс в отношении одного несанкционированного пикета начат в Видземском регионе). Таким образом, противники «ковидных» ограничений в Прибалтике показали себя законопослушными гражданами, а не воинственными маргиналами, какими их представляет провластная пресса.

На этом, казалось бы, можно поставить точку. Однако оппоненты «антиваксеров» все равно нашли повод для возмущения: они считают недопустимым использование бренда «Балтийского пути». «Я могу назвать это богохульством, издевательством над людьми, которые рисковали своей жизнью 33 года назад. Это одна из попыток все обесценить. Я могу только презирать тех людей, которые спекулируют на священных, в том числе в международном масштабе, представлениях людей, что в мире означает нечто совершенно иное: солидарность, а не разделение и ненависть в обществе», — заявил первый председатель латвийского «Народного фронта», один из организаторов «каноничного» «Балтийского пути» Дайнис Иванс.

Такого же мнения придерживается Борис Резникс — автор песни Atmostas Baltija («Пробуждается Балтия»), которая активно использовалась во время антисоветских демонстраций в Прибалтике. Теперь же под нее рекламируют цели движения против коронавирусных ограничений.

«Я не вижу никакой связи песни Atmostas Baltija с вакцинацией, она не имеет к ней никакого отношения, и понимаю, что никогда не будет иметь. И если мое мнение имеет какое-то значение, то я даже запрещаю использовать песню на акциях, связанных с вакцинацией. Во-первых, это ни при чем, а во-вторых, я не против вакцинации, я сам вакцинирован, и это нормально. Я сомневаюсь, что песня может звучать без моего разрешения», — полагает Резникс.

Авторы песни уже обратились в правоохранительные органы. Дайнис Иванс тоже угрожает «накатать» заявление в полицию. Но обосновать свои претензии ему вряд ли удастся. Ни один закон в Латвии, разумеется, не запрещает использование бренда «Балтийский путь» в политических или коммерческих целях. А если бы такой закон существовал, то наказать стоило бы не только противников принудительной вакцинации.

Вспомним, что происходило в Прибалтике год назад. 23 августа здешние активисты устроили «Балтийский путь для Беларуси», чтобы выразить свою поддержку народу соседней страны. Живая цепь выстраивалась от Вильнюса до литовско-белорусской границы. Для неравнодушных латышей выделили отдельный участок. «Мы сначала думали сделать свою живую цепь в Латвии, но в итоге решили объединиться с организаторами в Литве», — сказала директор Латвийского гражданского альянса Кристине Зонберга.

Какое отношение «Балтийский путь» 1989 года имеет к протестам против Александра Лукашенко? Почему тогда никто не возмущался, что любители вмешиваться в иностранные дела другого государства издеваются над святыми вещами? Куда смотрели лидеры «Народного фронта» Латвии? Об этом история умалчивает…

Алексей Ильяшевич

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here