«Электромобильная афера»: стоит ли России участвовать в «зеленой гонке»

0
49

Россия официально вступает в «зеленую гонку». Несколько дней назад наше правительство утвердило концепцию поддержки и развития электрического транспорта на ближайшее десятилетие, а госкорпорация «Росатом» пообещала заняться добычей лития в России и за рубежом, столь необходимого для производствa литий-ионных батарей для всевозможных гаджетов и электромобилей.

Но спасет ли планету массовая пересадка на «Теслы» и ее аналоги, или же все это очередной мегапроект мирового масштаба по одурачиванию населения, от которого вреда будет больше, чем пользы?

Откуда берутся подобный сомнения? Казалось бы, вот он, современный электромобиль, сел и поехал. Бесшумно работает электродвигатель, производя ноль выбросов углекислого газа в атмосферу. Какой контраст с автомобилями с ДВС, обдающих соседей по пробке выхлопами едкого дыма, ускоряющего глобальное потепление! Но все не так просто. Есть целый комплекс причин, почему электромобили в качестве «панацеи» по спасению Земли и сопутствующий этой идее агрессивный пиар можно считать самой настоящей «аферой».

Во-первых, если оценить весь жизненный цикл от производства до утилизации, то оказывается, что один электромобиль провоцирует выделение в атмосферу большего количества парниковых газов, чем обычный автомобиль с ДВС. Такое исследование в 2019 году провели в институте ifo в Германии. Педантичные немцы сравнили Tesla Model 3 с Mercedes C 220 d и выяснили, что у дизельного Mercedes C 220 «углеродный след» составляет 112 граммов CO₂ на километр, а у разрекламированного электромобиля – от 156 до 181 грамма на километр пути.

Подобная шокирующая разница объясняется методикой подсчета: сравнивались выбросы в атмосферу не у выхлопной трубы, а совокупные, связанные с выработкой литий, кобальта и прочих редкоземельных элементов, регулярной зарядкой электромобиля на заправке, запитанной от работающей угольной ТЭС, а также последующей утилизацией экологически вредных литий-ионных батарей.

При таком подходе условная «Тесла» наголову проигрывает современному автомобилю на ДВС. Да, можно возразить, что ведущие державы поставили целью полную «декарбонизацию» экономики к 2050 году, и потому подзаряжаться электромобили будут только «зеленой» энергией. Но не стоит забывать, что ее себестоимость существенно выше, что повысит стоимость владения и обслуживания транспорта на электрической тяге.

Рост потребления электроэнергии в случае массового перехода на условные «Теслы» сам по себе представляет большую проблему. Только представьте, насколько возрастет нагрузка на сети, как нужно будет увеличить «зеленую» генерацию, чтобы обслуживать зарядку сотен миллионов электромобилей, и сколько все это будет стоить их хозяевам. От квитанций со счетами закачаешься.

Во-вторых, производство электромобилей само по себе наносит планете колоссальный ущерб. Ладно бы они ездили, подключенные к проводам, но им для автономности требуются мощные батареи. Если посмотреть на страны, которым «посчастливилось» быть обладателями месторождений лития и прочих редкоземельных металлов, то их становится по-настоящему жалко.

В Аргентине, Чили и Боливии литий добывают следующим образом: из подземных месторождений богатую частицами этого металла воду выкачивают и наполняют ею искусственные резервуары, где она на солнцепеке испаряется на поверхности. Полученный таким образом хлорид лития и хлорид магния перевозится на обогатительные заводы, где металлы выделяется в виде белого порошка.

Обратной стороной данной технологии является отравление всего живого в округе ядовитой белой пылью, исчезновение пресной воды и гибель рыбы. Но кого волнуют проблемы индейцев? Также загрязнение почв и воды происходит при добыче редкоземельных германия, калия, кадмия, селена, индия и теллура, необходимых для производства «экологичных» солнечных панелей, в странах Азии, Южной Америки и Африке.

В Конго на добыче кобальта работают по сути дела дети-рабы, и это в 21 веке! И мы еще не сказали ничего о завершении жизненного цикла литий-ионных батарей. Они содержат огромное количество токсичных веществ, потому просто так выбрасывать на помойку отработанные батарейки и аккумуляторы нельзя, необходима их промышленная утилизация. Вот и представьте себе, какого размера будет проблема для человечества – непрерывно перерабатывать токсичные отходы жизнедеятельности сотен миллионов «экологичных» электромобилей по всему миру.

В-третьих, массовый переход на электротранспорт повлечет за собой снижение объемов экспорта углеводородного сырья, что подорвет экономическую модель большого количества нефтедобывающих стран, в том числе, и нашей. Это не может не вызвать противодействие с их стороны. Кроме того, электромобили достаточно дороги, потому не так много людей могут себе их позволить. Без прямой государственной поддержки реальный спрос на них немедленно падает. Получается, что на электромобилях смогут кататься только жители самых передовых стран, вроде США, Евросоюза или Китая.

Что же мы видим? Несмотря на бодрые заявления Илона Маска и его приспешников, электромобили не имеют шансов стать по-настоящему массовым видом транспорта. «Тесла» и ее аналоги имеют право на существование, но, скорее, как игрушка для богатых людей. Вреда от них планете, к сожалению, получается больше, чем пользы. Гораздо более практичным и доступным будет автомобильный транспорт на природном газе.

Эксперты германского автомобильного клуба ADAC провели собственное исследование и выяснили, что самым экологически чистым оказался автомобиль на сжиженном газе с примесью 15% биометана. Это и есть настоящее будущее, а электромобили на батарейках – это навязанная ушлыми дельцами, эксплуатирующими «зеленую повестку» химера. Химера, направленная на искусственное создание рынка сбыта продукции нескольких западных автогигантов.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, а надо ли России участвовать в «электромобильной афере»? Особых перспектив для такого вида транспорта в нашей стране нет, а устраивать ради экспорта лития собственные токсичные «солончаки» в Мурманской или Иркутской областях как-то не хочется. Только свою родную природу загадим «ради природы». Если уж так хочется подзаработать, пусть «Росатом» литий в Афганистане разрабатывает, там его много, а новые власти сами инвесторов зазывают.

Сергей Маржецкий

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here