800 лет Александру Невскому: битвы князя и за князя — Российская газета

0
35

12 сентября — день памяти Александра Невского, святого князя, легендарного воина и полководца, в XIII веке сберегшего страну от уничтожения. Это фигура-эмблема, заявленная как «имя России» еще во время телеопроса 2008 года.

Но если суммировать все достоверные, выявленные историками факты о князе, то получается портрет не столько храбреца и смельчака (хотя Чудское озеро, Нева и битвы с литовцами подтвердили и это), не столько тонкого дипломата, умеющего почти обо всем договориться и обернуть чужие претензии в пользу своей страны, сколько человека очень умного. Точнее всех понимающих большую политику и то, что Русь и ее людей в ней ждет в том или ином случае. И выбирающего оптимальное, соразмерное с положением дел решение. Он был умным правителем.

В год его 800-летия мы не только поставили ему новые памятники, но и многое поставили на свои места в памяти о нем. В частности, отряхнули имя князя-защитника Руси от экзотических версий, унижающих его жизнь, подвиги и смерть. Каких ошибок нам следует избегать, говоря об этой легендарной фигуре, читателям "РГ" объясняет доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ, автор недавно вышедшей книги "Александр Невский: воин, государь, святой" Дмитрий Володихин.

Он дружил с тем Западом, который хотел с ним дружить. И бил тот Запад, который приходил с полками на Русь. Он подчинялся Орде до определенного предела и мог дать отпор

Какие нападки на князя наиболее распространены?


Ледовое побоище. Сцена из кинофильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". Фото: РИА Новости

Почему он не купился на предложения Папских послов сделать Русь католической?

Дмитрий Володихин: Ведя переговоры с посланцами Папы, князь в первом их раунде высказался об идее перехода в католичество с туманной благожелательностью. Видимо, потому что ему предстояло путешествие в Каракорум (территория современной Монголии) и нужно было обезопасить тылы от удара западных крестоносцев. Но во втором раунде он в категоричной форме отказал посланникам Папы. Следовало ли ему принимать тогда католицизм? Думаю, нет. Союз с Папой ничего не давал, те небольшие рыцарские отряды, которые он мог направить на помощь Александру Невскому из Скандинавии и Германии, были еще менее значительными, чем силы самого князя. А договор с Западом неминуемо означал не только потерю своей исконной веры, но и уступки по территориальным и торговым вопросам.

Александр Невский прекрасно знал и видел, к чему приводят уступки в сфере веры. Видел, как Латинская империя силой меча утвердилась в Константинополе… И понимал, что за сдачей своей веры крестоносному рыцарству последуют не пощада и дружелюбие к сдавшимся, а новый нажим, натиск и в конечном итоге захват земли.

Откуда все-таки взялся столь сильный, верный, влиятельный и точный в действии человек?

Дмитрий Володихин: Нам очень с ним повезло. Мы могли бы просто превратиться в набор маленьких независимых государствочек, но Александр Ярославович удержал, спас наше единство. Думаю, его Бог Руси дал, чтобы мы совсем не пропали. Наверное, это знак какого-то Божьего благоволения к нам.

Ну а если чисто исторически рассуждать — из чего он вырос?

Дмитрий Володихин: Может быть, из одного тяжелого урока, который получил его отец. Ярослав Всеволодович, на склоне лет серьезный политик, восстановитель Руси от Батыева нашествия, талантливый полководец, а в молодости — забияка и такой … кондотьер. Именно его скверные страсти в значительной степени привели к тому, что в 1216 году на реке Липице столкнулись русские рати — новгородская, ростовская, владимирская, переяславская… Была страшная бойня, по сообщениям летописей погибло 9-10 тысяч человек. Но победитель, князь Константин Всеволодович, пожалел побежденных и договорился с ними, устранив возможность хаоса и братоубийственной войны. Среди побежденных был и князь Ярослав. Его сын Александр родился через 5 лет после Липицкой бойни, но, видимо, воспоминания отца были очень свежи. Думаю, он смог передать сыну, что междоусобье — это срам и беда. И нужно единство. Он получил этот урок большой кровью, а сын от него — на словах. Но, видимо, столь убедительных, что это вошло в склад его личности.

Исторический вопрос

Мы хорошо понимаем и чувствуем русское средневековье? Или недослышим его?

Дмитрий Володихин: К сожалению, для миллионов людей понятие "средневековье" сегодня существует в нарядах и очертаниях Западной Европы. Мы недочитываем и недослушиваем средневековую русскую литературу, хотя множество наших летописных повестей по интеллектуальному качеству превосходят то, что было в XII-XIII веке у тех же скандинавов, например.

Чтобы хорошо понять, каким было русское средневековье, нужно, чтобы в литературе и искусстве появились его яркие образы, способные своим очарованием потеснить представление о том, что ну вот там была жизнь, а у нас-то что…

У нас богатая, красивая история, набитая приключениями, знающая высоту духа, желающая отразиться в высокой литературе и высоком искусстве, но выхватить из нее прекрасные образы, не забываемые читателями и зрителями, пока получается не часто.

У нас не то чтобы пусто с историческими романами… Были и Дмитрий Балашов, и Валентин Иванов (пусть спорная, но все-таки яркая фигура). Недавно прекрасный роман "Русь на Мурмане" написала Наталья Иртенина.

Но против одного нашего неплохого исторического романа о той или иной эпохе — десяток европейских И двумя-четырьмя хорошими историческими писателями по истории русского средневековья нам уже не отделаться, их нужно больше. Может быть, нам нужны и какие-то заказы и гранты от государства. Потому что многие хорошие, сильные, оригинальные авторы не хотят рисковать и писать книги, которые то ли издадут, то ли не издадут.

Между жизнью и смертью

Почему так живуча легенда, что Александр Невский был отравлен в Орде?

Дмитрий Володихин: С большой долей вероятности можно предположить, что в Орде был отравлен его отец. Об этом говорят источники разного происхождения, и тело Ярослава Всеволодовича после кончины очень видоизменилось, многие полагали, что под воздействием яда.

Что же касается Александра Ярославовича, то убедительных доказательств его отравления нет.

Его век был относительно кратким, он недалеко зашел за черту своего 40-летия, но для князей Руси в XIII веке это был средний срок жизни. Исследований его мощей для обнаружения яда в костях не проводилось. Источники того времени тоже ничего такого не говорят.

Перед кончиной Александр Ярославович приехал из Орды на Русь, управив дела самым успешным образом, и, в общем, мог быть собой только доволен.

Есть две версии его смерти. Постоянные походы и бои расшатали его здоровье, а тут еще его заставили слишком долго торчать в Орде плюс долгий путь в Сарай и обратно, это все и привело к болезни. А вторая версия связана с тем, что Ордой тогда правил хан Берке, только что принявший ислам. У Берке не получилась даже исламизация Орды, она произойдет только век спустя, а уж попытка исламизации Руси в правление Александра Невского тем более ничем не закончилась, мусульман из числа откупщиков дани вышибли из русских городов. К князю Александру в государственном смысле у Берке претензий не было. Но обида — верующего, веру которого выгнали — могла проявиться и сказаться. Но это лишь гипотеза.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here