Исторический ликбез для украинского ОВЦС

0
28

Реабилитации Мазепы как «подарочек от единоверцев» к 300-летию Российской империи

«Есть ли сейчас основания для отмены анафемы Мазепе?» – спросил представитель украинского информагентства у «спикера УПЦ» – замглавы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви (Московского патриархата) о. Мыколая Данилевича.

И тот с подчёркнуто галицийским акцентом (хотя сам уроженец Волыни) ответил: «У нас эта анафема не произносится… Это определенный архаизм… Там, на мой взгляд, было вмешательство Петра Первого в церковные дела… Это называется цезарепапизм – когда цезарь вмешивается в дела церкви… И об этом можно сейчас почитать в книге “Украинская православная церковь. Вехи истории”».

Речь идёт о недавно разобранном нами пособии по «церковной русофобии», которое составлено по благословению высшего священноначалия УПЦ (МП). В нём, в числе прочих низостей, присутствует печальный сказ о том, как тяжко жилось «свободолюбивой украинской церкви» после её «передачи под протекторат Московского патриархата» в 1686 году.

«В то время была такая ситуация, что верность государству считалась верностью Богу, – продолжил своё изложение обстоятельств отлучения Мазепы от церкви «спикер» одной из частей этой церкви. – Соответственно, если ты изменяешь государству, ты изменяешь Богу. Я не оправдываю [отлучение Мазепы], я просто объясняю, что такое время было». Ну да, кто же, как не церковь (во главе с Христом), «сообразуется с веком сим»…

«Это неправильно», – наконец выдавил из себя воспитанник бывших глав ОВЦС УПЦ (МП) Кирилла (Говоруна) и Олэксандра (Драбынко). Первый сделал о. Мыколая секретарём отдела, а второй, собственно, и возвёл его в свои замы.

Именно архимандрит Кирилл (в кавычки сан не берём, ибо его носитель остаётся клириком Московской епархии) заговорил в 2009 году о возможности снятия анафемы с Мазепы как с «жертвы политических репрессий». А митрополит Олэксандр (перебежчик в СЦУ, так и не отлучённый от УПЦ МП), в 2008-2012 годах рассказывал, что молится за своего прототипа. Мало того, за Мазепу, дескать, вместе с ним молится не только Киево-Печерская лавра, но вся УПЦ (МП). Как за мецената (хотя известно, как глубоко обласканный Петром гетман погружал свою длань в «цезарепапистскую» казну).

А ведь ещё в 2008 году тогдашний секретарь Одесской епархии, член синодальной Богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков провёл показательный ликбез для апологетов Мазепы из «Киевского патриархата». Знал бы он тогда, до чьих «высот» дорастёт ОВЦС УПЦ МП! Что ж, изложим основные тезисы работы о. Андрея для преемников Говоруна-Драбынко. Причём остановимся лишь на церковной – «не политической» – части текста анафемы гетману.

Нарушение клятвы помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии: «Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную». «Нарушение крестной клятвы есть… духовное и церковно-каноническое преступление, – поясняет о. Андрей. – Очень жаль, что это не известно тем, кто сегодня в Церкви поднимает вопрос о неправомочности анафемы Мазепе».

Присяга шведскому королю-лютеранину, вследствие которой Мазепа привел в Малороссию протестантов-шведов, осквернявших православные храмы и святыни. «Таким образом, Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь», – заключает священник. Что и подтверждается текстом анафемы: «…привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил».

Отметим, что среди провозглашавших анафему Ивашке Мазепе был и святой Иоанн (Максимович). Получается, исходя из определений «спикера УПЦ», святитель поступил «неправильно», совершив грех поспешения «вмешательству Петра Первого в церковные дела».

Косвенно, рекламируя опус «УПЦ. Вехи истории», обличает высокий чиновник ОВЦС УПЦ (МП) и святителя Феодосия Черниговского, который в 1685 году участвовал в избрании первого киевского митрополита Московского патриархата и тем положил начало «закабалению украинской церкви в московской неволе». Да что там, под осуждение о. Мыколая и его священноначальников попадает и сам… Мазепа – организатор собора, на котором свт. Феодосий со товарищи «закабаляли украинскую церковь».

«Иван Мазепа очень энергично взялся за дело. Был проведен Собор, принято решение просить Московского патриарха принять под свой омофор Киевскую митрополию и уже в Москве высвячивать Киевских митрополитов», – писал глава пресс-службы УПЦ (МП), выдающийся эрудит, заслуженный журналист Украины В.С. Анисимов в те годы, когда он назывался спикером УПЦ (МП).

Теперь об обстоятельствах, в которых была провозглашена анафема столь светлому человеку и которые, по мнению «спикера УПЦ», отнюдь не оправдывают церковь.

Конечно, представителю «украинского православия» трудно понять, как может верность государству считаться верностью Богу. В украинских духовных школах, очевидно, не учат тому, что бывали в истории христианства государства, которые создавала сама Церковь – Тело Христово, чтобы продлить существование православия в этом мире. Таким единственным в мире суверенным православным государством и стала с падением Ромейской империи Россия.

И не просто единственным суверенным православным государством, но православным Царством (Империей), возложившей на себя ответственность за помощь православным народам и народностям по всему миру. Так спасены были и малороссы, которым была уже уготована судьба полной ассимиляции в Речи Посполитой. И та самая подвергавшаяся гонениям в католической Польше Киевская митрополия, которой Константинопольский патриархат, пребывающий на птичьих правах в иноверческой Турции, ничем не мог помочь.

Поэтому неплохо было бы священноначалию УПЦ (МП), наряду с анафематизмом Мазепе, вслушаться и в следующие строки чина: «Помышляющим, якобы православные государи возводятся на престолы не по особому о них Божиему благоволению и при помазании – дарованию Святого Духа… и так дерзающим против них измену – анафема!»


Так что аукнется ещё «отцю-спікеру». Зря он дерзнул приступить к реабилитации изменника Мазепы в дни празднования 300-летия провозглашения Российской империи. Полезнее было бы помнить, что провозгласили её по итогам именно той войны, в которой наш хитроумный герой поставил не на того хозяина. Что, впрочем, случалось со всеми героями Украины.

Кто-то скажет: «Легко вам критиковать спикера УПЦ, вынужденного в силу его должности отвечать на подобные вопросы патриотов Украины. Побыли бы вы на его месте!» Но, помилуйте, во-первых, потому-то он на «своём» месте, что должен уметь отвечать на подобные вопросы и быть к ним готовым, а не извиваться, предавая церковь, которая и уполномочила его контактировать с «агрессивной средой».

Во-вторых, в данном случае ответ свидомо-озабоченным предельно прост. Нужно лишь начать его с того исторического факта, что Мазепа и в мыслях не имел независимость Украины. Карл XII намеревался отторгнуть от Польши в пользу Швеции значительную часть прибалтийских земель, взамен ставленник Карла на польском троне Станислав Лещинский должен был получить Малороссию. А уже Мазепе Лещинский обещал… Витебское и Полоцкое воеводства на правах герцога. Где тут независимость Украины?

Однако, чтобы осаживать заступников за «гетмана-патриота», нужно хоть чуточку знать историю. А этим нынешние «спикеры УПЦ» не страдают. Не потому ли их инициативы так созвучны с определениями «дружественного» Экуменического патриархата?

На Фанаре давно уже считают анафему Мазепе недействительной. По тем самым причинам, которые обозначил замглавы ОВЦС УПЦ (МП). «Экуменический патриархат не признавал канонической анафему, которая была наложена на украинского гетмана Ивана Мазепу Русской православной церковью, – заявил представитель Экуменического патриархата при «Всемирном совете церквей» Игор Гэча. – Ведь она была наложена по политическим мотивам, как средство политически-идеологических репрессий».

Что же, верной дорогой идёте, ваши преосвященства.

Дмитрий Скворцов

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here