Цесаревич Александр — Федор Достоевский: приватная встреча в Аничковом дворце — Российская газета

0
31

В 1870-х гг. признание Ф.М. Достоевского в самых широких слоях русского общества, в том числе и среди молодежи разной идейной направленности, стало всеобщим. Сам писатель в письме члену Государственного Совета К.П. Победоносцеву от 24 августа 1879 г. называл свое литературное положение «почти феноменальным», «как человек, пишущий против европейских начал, компрометировавший себя навеки «Бесами», то есть ретроградством и обскурантизмом, — как этот человек, помимо всех европействующих, их журналов, газет и критиков, — все-таки признан молодежью нашей, вот этою самою расшатанной молодежью, ни гилятиной и проч.? Они объявили уже, что от меня одного ждут искреннего и симпатичного слова и что меня одного считают своим руководящим писателем»1.

В. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929 г. Ксилография. Фрагмент.

Знакомство с творчеством

Идеи Достоевского оказали большое влияние на формирование мировоззрения великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. "Живи так, как если бы от тебя зависела судьба мира", — этой хорошо известной формуле Достоевского великий князь, а позднее — император, старался следовать всю свою жизнь. Не случайно он получил в истории имя Царя-миротворца.

На фоне политической нестабильности в России во второй половине XIX в. в работах философов, писателей, общественных и политических деятелей все чаще и громче звучали рассуждения о национальной идее. Достоевский, в чем сходится большинство российских специалистов в области русской философии и общественной мысли, был первым мыслителем, который ввел в литературу термин "русская идея".


Цесаревич великий князь Александр Александрович и его супруга цесаревна великая княгиня Мария Федоровна (Дагмар).

"Стыдно за большую смелость мою…"

В конце 1871 — начале 1872 г. Достоевский написал свое первое письмо наследнику. Эта мысль была подсказана ему князем В.П. Мещерским, с которым Достоевский познакомился осенью 1871 г., а в начале 1872 г. стал посещать его "среды". В это время В.П. Мещерский пользовался особым вниманием наследника и часто бывал в Аничковом дворце.

Вскоре Достоевский, испытывавший большие материальные затруднения, получил от цесаревича первую денежную поддержку, которая была ему крайне необходима. "Получил денег, — писал Достоевский 4 февраля 1872 г. своей племяннице С.А. Ивановой, — и удовлетворил самых нетерпеливых кредиторов. Но совсем еще не расплатился, далеко от того, хотя сумму получил немалую…"2

28 января 1872 г. Достоевский направил благодарственное письмо цесаревичу, в котором, в частности, говорилось: "Осмеливаюсь еще раз писать к Вашему высочеству, а вместе с тем почти боюсь выразить мои чувства: одолжающему, с сердцем великодушным почти всегда несколько тяжела слишком прямо высказываемая благодарность им одолженного, хотя бы и самая искренняя. Чувства мои смутны: мне и стыдно за большую смелость мою, и в то же время я исполнен теперь восхищения от драгоценного внимания Вашего высочества, оказанного просьбе моей. Оно дороже мне всего, дороже самой помощи, мне оказанной Вами и спасшей меня от большого бедствия…" Заканчивалось письмо словами: "С чувством беспредельной преданности осмеливаюсь пребыть Вашего императорского высочества покорнейшим слугою. Федор Достоевский"3.


Роман "Бесы". Издание 1873 г.

"Все рабы в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное — равенство…", "…мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат…", "…народ пьян, матери пьяны, церкви пусты…", "…разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, самолюбивую мразь — вот чего надо…"4

10 февраля 1873 г. Достоевский написал наследнику третье письмо. В примечаниях к письму Анна Григорьевна Достоевская писала, что "его Высочество всегда интересовался произведениями Федора Михайловича, в разговоре с К.П. Победоносцевым выразил желание знать, как автор "Бесов" смотрит на сие произведение. В начале 1873 г. вышло отдельное издание этого романа, и тогда через К.П. Победоносцева Федор Михайлович поднес книгу его Высочеству, сохранив подношение выше написанным письмом"5.

В письме Достоевского наследнику были следующие строки: "Мне льстит и меня возвышает духом надежда, что Вы, государь, наследник одного из высочайших и тягчайших жребиев в мире, будущий вожатый и властелин земли русской, может быть, обратив Ваше малое внимание на мою попытку, слабую, я знаю это, но добросовестную, изобразить в художественном образе одну из самых опасных язв нашей настоящей цивилизации, цивилизации странной, неестественной и несамобытной, но до сих пор еще остающейся во главе русской жизни"6.

Зная от Победоносцева и Аксакова, что цесаревичу близки идеи русской самобытности, Достоевский вскоре пишет ему новое послание, в котором объясняет, что заставило его написать роман "Братья Карамазовы": "Это — почти исторический этюд, которым я желал объяснить возможность в нашем странном обществе таких чудовищных явлений, как нечаевское преступление. Взгляд мой состоит в том, что эти явления не случайность, не единичны, а потому и в романе моем нет ни списанных событий, ни списанных лиц. Эти явления — прямое последствие вековой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни"7.

16 ноября 1876 г. Победоносцев по просьбе Достоевского передает цесаревичу публикации "Дневника писателя" с сопроводительным письмом, в котором говорится: "Ф.М. Достоевский просит меня представить Вам при письме его к Вашему высочеству вышедшие до сих пор номера издания "Дневника писателя"; исполняю это с охотой и притом позволяю себе обратить внимание Ваше на это издание Достоевского. В нем немало статей, написанных с талантом и с чувством. Вашего Высочества верноподданный, К. Победоносцев. 16 ноября 1876 г."8

В своем письме наследнику престола Федор Михайлович обращает его внимание на значение для России и ее культуры "русской идеи": "Нынешние великие силы в истории русской подняли дух и сердце русских людей с непостижимою силой на высоту понимания многого, чего не понимали прежде, и осветили в сознании нашем святыни "русской идеи" ярче, чем когда бы то ни было до сих пор… Не мог и я не отозваться всем сердцем моим на все, что началось и явилось в земле нашей, в справедливом и прекрасном народе нашем. В "Дневнике" моем есть несколько слов, горячо и искренне вырвавшихся из души моей, я помню это…"9


Дочь писателя Л.Ф. Достоевская (1869-1926).

Дочь писателя Л.Ф. Достоевская вспоминает об этой встрече: "Будущий Александр III очень интересовался всеми русофилами и славянофилами, ожидавшими от него крупных реформ. Достоевский также хотел с ним познакомиться, чтобы поделиться своими идеями по русскому и славянскому вопросам, и отправился в Аничков дворец, который был обычно резиденцией наших наследных Великих князей. Их высочества приняли его вместе и были восхитительно любезны по отношению к моему отцу.

Очень характерно, что Достоевский, пылкий монархист в тот период жизни, не хотел подчиняться этикету двора и вел себя во дворце, как привык вести себя в салонах своих друзей. Он говорил первым, вставал, когда находил, что разговор длился достаточно долго, и, простившись с цесаревной и ее супругом, покидал комнату так, как он это делал всегда, повернувшись спиной… Наверное, это был единственный раз в жизни Александра III, когда с ним обращались как с простым смертным. Он не обиделся на это и впоследствии говорил о моем отце с уважением и симпатией. Этот император видел в своей жизни так много холопских спин! Возможно, ему не доставило неудовольствия то, что в своем обширном государстве он нашел менее податливый, чем у других, хребет"11.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here