Москалькова: Дело не в количестве защищающих нас законов, а в их качестве — Российская газета

0
172

Как доказать мировому сообществу, что в ДНР и ЛНР происходит геноцид? Как спасти от суда человека, бесплатно расчистившего дорогу? Как увеличить качество законов? Обеспечить поставку лекарств? Как вернуть задержанную зарплату и добиться жилья по закону? Как наказать чиновника и помириться с мигрантом? — Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова ответила на эти вопросы на «Деловом завтраке» в РГ.

Татьяна Москалькова: Виновные в нарушении прав человека часто привлекаются к ответственности. Фото: Сергей Куксин

ДНР, ЛНР: признание и помощь

— Внимание россиян сейчас приковано к ситуации на Донбассе. Многие западные политики пытаются выразить свои сомнения по поводу геноцида, учиненного карателями на территориях теперь признанных Россией ЛНР и ДНР. И не только следователи, но и правозащитники должны доносить до мирового общественного мнения нам всем известные факты преступлений, в том числе гибель 130 детей на Донбассе.

Татьяна Москалькова: Да, речь идет именно о геноциде по отношению к мирному населению Донбасса. И я лично не раз обращалась к Верховному комиссару ООН и Верховному комиссару Совета Европы по правам человека по поводу систематических нарушений прав человека на территориях республик. Приводила в пример факты массового нарушения права людей говорить и учиться на родном русском языке, права жить под мирным небом, права на получение социальных пособий малоимущих и пенсионеров, права на получение зарплаты и пенсий из Киева. Но наш голос не услышан до сих пор. Как это назвать? Как квалифицировать с правовой точки зрения?

Сейчас мы стараемся плотно работать с международным Красным Крестом. Просили помочь людям, получившим ранения, дома которых были разрушены в результате обстрелов в ЛНР и ДНР. Практически всегда получали отклик и готовность протянуть руку помощи.

Сергей Зюзин, собкор "РГ", Алтайский край, Барнаул: Спасибо вам за поддержку, которую вы оказали нам в борьбе за доступ к чистой воде жителей поселка Сибирская долина. В поселке живут свыше трех тысяч человек, из них более 800 — дети, чистую воду обещают дать только в конце 2023 года. Губернатор на "Прямой линии" посоветовал пока пить бутилированную воду, мол, это мировая практика. Жители Сибирской долины просят вас не оставлять их в борьбе за чистую воду?

Татьяна Москалькова: Ни в коем случае не оставлю. Не могу не сказать добрые слова о смелом мальчике Максиме Ломакине, который нашел в себе гражданское мужество заострить вопрос о чистой воде для поселка Сибирская долина. Удивительно, что это вызвало отрицательную реакцию со стороны местной власти и парень был привлечен к административной ответственности "за нарушение ковидных правил". Как, впрочем, и организатор пикета. Прокуратура Алтайского края не оставила этот факт без внимания. Постановления об административной ответственности в отношении Максима Ломакина и женщины — организатора акции отменены. В ответе прокурора Алтайского края на мой запрос сообщается, что не в конце 2023-го, а уже в этом году будут заменены скважины и пройдут работы по водонапорной башне. Выданы предписания Роспотребнадзора об устранении нарушений двум организациям — "Водснаб" и "Агидель" — в 2022 году. А пока, как мне сообщил прокурор Алтайского края Герман Антон Андреевич, решается вопрос с подвозом чистой воды. Я с ним на связи. Будем следить, чтобы обозначенные сроки были соблюдены и меры по обеспечению людей чистой водой были выполнены. Надеюсь, что и губернатор сделает все возможное для того, чтобы решить проблему.

Испытания и законы

— Скоро вы представите президенту ежегодный доклад о соблюдении прав человека. Каждый год приносит свои испытания: в начале пандемии надо было эвакуировать соотечественников из-за рубежа, годом раньше возвращать из тюрьмы Кирилла Вышинского и Марию Бутину. Какие были главными в 2021 году?

Татьяна Москалькова: Сразу хочу оговориться, что никакие, так сказать, достижения невозможны без тесного конструктивного взаимодействия с органами власти. В данном случае МИД. В прошлом году к нам обратился омбудсмен Казахстана с просьбой помочь пересечь закрытую границу более чем ста фурам. И мы разрешили эту проблему с нашими органами власти. А когда на российско-азербайджанской границе более 400 граждан Азербайджана не могли попасть к себе на родину, а среди них были дети, инвалиды и 7 гробов ( люди хотели похоронить своих близких на родине), я обратилась к омбудсмену Азербайджана. А она, в свою очередь, к президенту, границу на несколько часов открыли, и люди попали к себе домой.

Сейчас, хоть и заканчивается второй год пандемии, ситуация не намного легче. Единственное: мы к ней адаптировались. Хотя 20 процентов звонков на нашу горячую линию (каждый день — от 50 до 100 звонков) связаны с лекарственным обеспечением, размещением в больницах, с вопросами свободы передвижения, качеством скорой помощи. Мы стараемся решать эти вопросы во взаимодействии и с минздравом, и органами власти, иногда с прокуратурой — и такая синергия дает возможность помогать людям.

— Закону об Уполномоченном по правам человека недавно исполняется 25 лет. У вас, пятого по счету омбудсмена, репутация человека, умеющего не только защищать людей, но и менять законы: за 6 лет изменено 62 нормативно-правовых акта, из них 45 — федеральных законов. Недавно вы сказали, что сейчас дело уже не в количестве законов, а в их качестве.

Татьяна Москалькова: Законы меняет законодатель. Но у нас тоже есть инструментарий, дающий возможность участвовать в правотворческом процессе. Закон, это стержень, основа общества. И важно, чтобы он был написан простым и понятным языком, чтобы в нем было меньше бланкетных норм и наукообразных терминов, расплывчатых и двусмысленных норм.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here