Выставка «Петр I и его эпоха» открывает новые грани личности первого российского императора — Российская газета

0
25

Одна из самых грандиозных военных побед была одержана Петром Великим в битве под Полтавой. «Я думаю, что он перевернулся бы в гробу, узнав, до чего довели эти земли в последние три десятилетия потомки славных запорожцев», — заявил председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин, открывая в Выставочном зале федеральных архивов историко-документальную экспозицию «Петр I и его эпоха». Это одно из ключевых событий празднования 350-летия со дня рождения царя-самодержца, которые утверждены указом президента.

Председатель РИО напомнил, что накануне Полтавской битвы Петр обратился к русским полкам: «Знайте, Петр не ценит свою жизнь, лишь бы жила Россия!». По мнению Нарышкина, эти слова сегодня воспринимаются как девиз всей Петровской эпохи, как нравственное завещание всем нам, потомкам — «беречь нашу Родину, как самую высокую ценность».

На выставке представлены 250 уникальных экспонатов, среди которых большинство написаны или имеют автограф царя. Странный этот почерк, нервный, размашистый, сейчас расшифровывают программисты Сбера для проекта РИО и Росархива «Digital Петр». Привлекли к исследованию царского почерка и … криминалистов. «Один из самых распространенных мифов о Петре I сводится к тому, что во время его знаменитого заграничного путешествия 1697-1698 годов царя в Европе подменили, — рассказывает директор Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Владимир Аракчеев. — Настоящий царь якобы был заточен в бочку и брошен в море-океан, а в Россию вернулся самозванец. (Подробнее об этом на стр. 21 — Ред.). Архив привлек к работе над проектом экспертов Института криминалистики Следственного комитета РФ, которые провели почерковедческую экспертизу писем Петра I, написанных на протяжении всей жизни. Выводы экспертов однозначны: почерк, несмотря на определенную эволюцию, принадлежит одному человеку».

За архивными документами встает неординарная фигура русского царя со всем его монаршим величием и человеческими слабостями. Архивисты попытались вдохнуть жизнь в экспонаты, на которых следы большой Истории. «Посмотрите сюда, — останавливается у витрины, посвященной личной жизни царя, куратор выставки Наталья Болотина. — Это прядь волос малышки Елизаветы Петровны, дочки Петра». Впервые представлена запись о рождении и крещении царевича Петра в разрядной книге. Рядом — клочок бумаги, на котором придворный лейб-медик начеркал рецепт сиропа для Петруши. А в следующей витрине свадебный подарок Петру I и его первой невесте Евдокии Лопухиной — «Книга любви знак в честен брак» с изображением новобрачных.

Впрочем, любовь занимала в жизни Петра Великого не главное место. Бесконечные походы, войны… Одна только Северная длилась 21 год. На выставке можно увидеть Ништадтский договор о вечном мире, заключенный после победы России над Швецией, — один из важнейших документов эпохи, предопределивший дальнейшее международное развитие Европы. В экспозицию вошли планы и виды взятия Нарвы, сражения при Лесной, Полтавской баталии, письма царя членам семьи о важнейших военных победах, сочинение «Правила сражения»…

Не остался в стороне и сюжет отношений Москвы и Мазепы. На выставке представлен Манифест Петра «Малороссийскому народу» от 28 октября 1709 года, в котором говорится об изменнике гетмане Мазепе: нарушив крестное целование, он перешел на сторону шведского короля Карла XII — главного врага России. В манифесте царь освобождал малороссов от подчинения гетману и заявлял, что сопротивление шведским войскам является священным долгом всех его подданных.

«Обратите внимание, — комментирует Наталья Болотина, — везде Петр Алексеевич подписывается «Петр», а здесь он пишет «Царь», чтобы усилить значимость и подлинность документа».

Куратор рассказала, что в РГАДА хранится и присяга Мазепы. Из документа явствует, что гетман клялся на Библии. То есть преступив присягу, он нарушил не только божеские (клятвопреступление для того времени было хуже, чем любое светское преступление), но и государственные законы, так как, по Соборному уложению 1649 года, измена каралась смертной казнью. «Мазепа не просто перебежал к шведам, он сначала вступил в контакт с польским королем. Между тем в присяге он обещал, что не будет «ни с турецким, ни с крымским, ни с польским». Но, потерпев поражение под Полтавой, вместе с Карлом XII побежал к крымскому хану. В присяге есть его собственная подпись: я Мазепа, гетман запорожский, подписываюсь под этой клятвой».

Новая выставка полна не только побед (одну из них засвидетельствовала запись в походном журнале Петра о закладке «Санкт-Питербурха»), но и поражений, коих великий преобразователь и реформатор России испил полную чашу. Драматично звучат в этом контексте его письма к сыну Алексею: «Мой сын! Ты непослушание и презрение воли моей делал…» Здесь же под стеклом — манифест о лишении царевича Алексея права на престол и холодящие душу вопросы, составленные Петром I для допроса сына…

Такова история, без прикрас.

Выставка будет работать до 19 июня по адресу: Москва, Большая Пироговская, 17. Выходные дни — понедельник, вторник.

Вход свободный, с 12.00 до 17.15, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here